13:16 Иконостас.Рубрика "Иконы в храме и дома" Ч.3. | |
Как появился и развивался русский иконостас?
Главная часть храма — алтарь. Не только христианского храма. Языческих, к примеру, тоже. Здесь важна суть: на алтаре совершается главное священнодействие. В языческих храмах/святилищах здесь находится жертвенник, в христианских — Престол, где совершается таинство Евхаристии, Пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы. и божество вступают в контакт. То есть это сакральная часть храма, непосредственно связанная с высшим миром. В христианстве между этой частью храма, символизирующей мир горний, божественный, и «миром земным» принято располагать иконостас. На первый взгляд, иконостас — граница, разделяющая эти миры. Это самая очевидная аналогия. Ведь доступ в алтарь, как известно всякому бывавшему в храме, строго ограничен. Но здесь есть нюансы. Во-первых, иконостас был таким далеко не всегда. И особое развитие он получил как раз на Руси. Во-вторых, иконостас, конечно, разделяет две части храма. Но еще и связывает! То есть это не только граница, преграда — но и «мост». С иконостаса в «мир земной» смотрят лики святых — зримое воплощение стремления (и приближения!) человека к Богу. А главное — Бога к человеку! Появились иконостасы не сразу. И уж точно — не в нынешнем виде! Большие иконостасы типа современных появились уже на Руси весьма поздно и не сразу — примерно в первой половине 16 века. В раннехристианских храмах не просто не было иконостасов; сакральная и «земная» части могли быть вообще не разделены. Во всяком случае, об алтарной преграде (еще не иконостасе!) впервые упоминается в 4 веке. По археологическим данным, сохранившиеся преграды 4 в. — тот самый ряд колонн, соединенных невысокими каменными плитами с барельефом. То есть это та самая, скорее символическая, преграда, не закрывающая обзора.
Поначалу алтарная преграда была скорее символической: деревянная решетка, завеса, ряд колонн… Собственно иконостасы появляются много позже, в Византии. Иконостас и даже просто развитая алтарная преграда — элемент именно православного храма. Развитый иконостас в современной Греции — «обратное» русское влияние. В Европе же иконостас не развился. Больше того, там и алтарную преграду не стали считать обязательным элементом храма. иконами.
Иконы как окна в духовный мир. Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.
В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас.
Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого
характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением.
Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери.
Иконостас в Угличе.
В основу иконостаса легли три идеи, родившиеся в разное время человеческой
религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим
сегодня в православных храмах и называем иконостасом.
Первая, древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с
представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного
мира и доступном лишь посвященным.
Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии. Самая сакральная часть скинии — Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника, которому позволялось входить туда только один раз в году. Здесь хранился Ковчег Завета. Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.
В православном храме Святому Святых соответствует алтарь. До пришествия Христа и искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное сооружение входит эта идея — открытости Царства Небесного, которое начинается уже здесь, на земле, внутри нас.
Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.
С течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.
Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого
характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением.
Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери.
Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них
священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и
вина — Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы,
проходит через эти врата.
На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.
Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов или
святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими, потому что
через них обычно проходят диаконы.
Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз,
а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя,
он проходит через Царские врата.
В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное
открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все
важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те,
кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в
церковном облачении и только во время службы.
Царские врата — символизируют двери Рая.
Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.
Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).
Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, а слева — Божией Матери с младенцем. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус.
Над местным рядом располагается деисусный (деисисный)
(от греч. d’eеsis — моление) ряд, символизирующий моление всей Небесной Церкви ко Христу.
Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле).
Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя. Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых, поэтому этот ярус иногда называют апостольским.
Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.
Хрустальный иконостас в городе Дятьково Брянской области.
Следующий, четвертый чин — пророческий. В нем помещаются иконы ветхозаветных праведников — пророков, через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.
Пятый ярус иконостаса — праотеческий — содержит изображения праотцев — ветхозаветных патриархов и икону Святой Троицы в центре.
Непосредственно над Царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря».
В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа) — символ искупления человечества и победы божественной любви над смертью.
Источники: Устройство православного храма ( II ) Иконостас http://ru-news.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama-ii-ikonostas/ Александр Смирнов https://shkolazhizni.ru/culture/articles/71571/ Фото: Александр Шурлаков https://pravlife.org/ru/content/zachem-v-hrame-nuzhny-ikonostas-i-zavesa-nad-carskimi-vratami
Журнал Фома https://foma.ru/altar-infografika.html | |
Просмотров: 826 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |