София Премудрость Божия — символ гармонии мироустройства
14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового
церковного года. Последним праздником завершающегося года
является Успение, а первым праздником нового года — Рождество
Пресвятой Богородицы.
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является
новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется
началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год
и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять
праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами,
конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается
наш православный церковный год.
Всякий новогодний праздник — довольно условная дата.
Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно
равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять
за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря
(14-е — по новому стилю) — такая же условная дата.
Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября,
а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума.
И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши
дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную
молитву: "Пророк Наум, наставь на ум".
И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения субботе.
Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363
году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого, —
дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это
начало финансового года, начало нового периода сбора
налогов.
Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.
Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.
С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Одним из основополагающих принципов Православной Церкви
является неприкосновенность святыни.
Само понятие святости означает неотмирность, непринадлежность к
обыденному пространству и времени. Православный человек знает, что
иконы должны находиться на стене, быть заключены в застекленный
киот, и как можно реже перемещаться с места на место.
Мощи святых принято помещать в закрытые раки и ковчеги, предохраняющие их от соприкосновения с греховными устами. Столь же неприкосновенными являются догматы Церкви, основные вероучительные формулы, которые при неизбежной своей антиномичности не могут быть упрощены и исправлены. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона — освященного Церковью Юлианского календаря.
Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.
Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает
индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания.
Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память
человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий
Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную
историю Церкви. В системе Великого Индиктиона повторяемость
событий включается в поступательное движение Промысла Божьего,
так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу
человеческого духа.
Первый Вселенский Собор
14 СЕНТЯБРЯ - НАЧАЛО ИНДИКТА - ЦЕРКОВНОЕ
НОВОЛЕТИЕ
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по новому стилю
14 сентября. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312
года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу
исповедовать свою веру.
Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом
определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был
началом "свободы христианской".
На Руси в 1492 году Московский Собор принял считать летоисчисление
с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Постой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Новолетие праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.
Первым праздником в богослужебном церковном году является
Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.
ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ
Традиция начинать год 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют суть праздников. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.
Праздники на Руси справляли искони. Путешествовавший по Руси в XVII веке Адам Олеарий рассказал в своих записках о почитании русскими праздников. Вот, в частности, что он написал: "Русские имеют свои известные, торжественные и праздничные дни, в которых они отправляют свои моленья в церквах, и к этим праздникам они прибавляют еще из каждой недели воскресенье, среду и пятницу; в последние два дня у них посты. Праздники эти в настоящее время соблюдаются ими более, чем прежде. В настоящее же время патриарх установил, чтобы не только по праздникам и воскресеньям, но и по середам и пятницам ни лавочки, ни мастерские не открывались, а также в эти дни должны быть закрыты кабаки и кружечные дворы, и чтобы в них ничего не продавалось, особенно в то время, когда в церкви идет служба.
Больших праздников, которые русские ежегодно отправляют с великим торжеством, считается 13 (Воскресение Христово, шесть великих Господских и шесть Богородичных праздников). Так как Новый год начинают они осенью с 1 сентября, то первый большой праздник их выпадает на 8 сентября, который и называется у них праздником Пречистой Богородицы. Кроме того, почти нет дня, в который не выпадал бы праздник того или другого святого, а иногда в один день совпадает по два и по три таких праздника, и праздники эти миряне могут праздновать или нет, кто как хочет. Духовные же лица обязаны святить эти дни чтением, пением и служением обедни.
По большим праздникам и по воскресеньям русские ходят в церковь три раза: в первый раз перед восходом солнца, и служба эта в церкви называется заутреней, во второй раз к полдню, называется обедней; и в третий раз вечером – вечерней".
Церковное Новолетие в память константинопольской традиции
называют началом индикта. Император Константин Великий повелел
оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего
обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта
(по-латински – налога), который собирали 1 сентября, по окончании
уборки урожая.
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 19 пятнадцатилетий (532 года) круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2000 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7509 год от сотворения мира, или 61 год пятнадцатого индиктиона (7509 : 532 = 14 с остатком 61), первое лето пятого индикта.
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. А с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством здравствовали Царю. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел исцелять сокрушенных сердцем... проповедовать лето Господне благоприятное.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: "На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: "Великому Государю нашему и детям его многая лета!" При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни".
Посмотреть великолепие торжества Новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией Новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки. Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу Царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.
Учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с
Новолетия. Эта традиция, естественно, распространилась и
на все другие учебные заведения.
В Вышних живый, Христе Царю, / всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, / благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, / Многомилостиве.
|