Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Воскресенье, 05.05.2024, 12:14
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2020 » Март » 3 » Притчи Христовы О двух должниках и прощённой грешнице.
16:17
Притчи Христовы О двух должниках и прощённой грешнице.

                                                 

                                        О двух должниках.

 

                                                                                                 Св. Евангелие от Луки 7:41-43.

 

 

41. Иисус сказал:

у одного заимодавца было два должника:

  • один должен был пятьсот динариев,
  • а другой пятьдесят, 

42. но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 

43. Симон отвечал:

думаю, тот, которому более простил.

Он сказал ему:

правильно ты рассудил. 

                                                                        ***

 

                                                                                                             Евангелие от Матфея 18: 23-35

 

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

 

                                                                                      ***

                                                       ПРОЩЕННАЯ  ГРЕШНИЦА.

                                                                                           

                                                                                                 Евангелие от Луки, Глава 7,  стихи 36-50

 

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. 

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. 

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. 

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. 

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. 

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

 49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

 50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

 

                                                      ТОЛКОВАНИЯ.

 

     Сегодня мы с вами прочитали притчу, которая объясняет последние слова этой молитвы –

                  «И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим».

 

Притча эта рассказывает о том, что наши отношения с ближними являются моделью отношения к нам Бога. Не случайно святые отцы говорили: «От ближнего спасение и погибель.» (Антоний Великий). Милосердие Божие и милосердие человеческое идут, держа друг друга за руку. Как только человек отпустит руку милосердия к ближнему, от тотчас теряет и руку милосердия Божия.

В притче рассказывается о неком человеке, который был должен Царю колоссальную сумму денег. Дело в том, что сумма, о которой говорится в притче, является фантастически большой. Талант был самой крупной денежной единицей в Римской Империи. Годовой доход с Идумеи, Иудеи и Самарии составлял всего лишь шестьсот талантов. Самая богатая провинция Римской империи – Галилея, давала казне дохода не более трехсот талантов в год. Суммой в десять тысяч талантов не обладал даже Римский император. В пересчете на эквивалент наших драгоценных металлов, это миллионы и миллионы долларов.
И вот эта фантастическая сумма прощается должнику Царя… Не трудно понять его окрыленность радостью. Это было равносильно воскресению из мертвых. Если бы не это прощение, то жизнь должника и его близких была бы адской. Но вот он, еще находясь в эйфории от этой внезапно свалившейся на него радости, видит брата, такого же, как он. И вспоминает, что тот должен ему 100 динариев. Это одна пятисоттысячная от суммы прощенного ему долга. Динарий – самая мелкая монета того времени. Разница в долгах колоссальная. Прощенный должник начинает душить своего собрата, чтобы тот отдал ему деньги. Он его даже садит в темницу, требуя возврата долга. Слуги Царя донесли об этом поступке прощенного должника своему Владыке. Вызвав к себе прощенного раба, Царь укоряет его за то, что тот не поступил со своим должником так же милосердно, как и Он поступил с ним, меняет свое отношение к нему и садит в темницу пока тот не отдаст весь долг, до последней копейки. Отдать такую огромную сумму он не мог даже не свободе, и уж тем более он никогда не отдаст ее, находясь в тюрьме. Это значит, что попал он в темницу навечно.

О чем учит эта притча? Бог прощает нам все.

Нам прощены грехи, которые мы никогда бы не могли оплатить своими добродетелями, которых к тому же нет. За них заплачена Кровь Сына Божия. Нет у нас такой разменной монеты, которая бы конвертировалась по отношению к Крови Спасителя. Нам предложена конвертация по бесконечно низкому курсу. А именно, прощать так же, как и Бог простил нам. Если бы весь мир нам был должен, то и это ничего бы не стоило по сравнению с тем, что мы получаем от Бога в Вечности. «Око не видело, и на ум не приходило человеку то, что Бог уготовал любящим Его» – учит нас Священное Писание.

Чтобы получить это несметное богатство, от нас нужно только одно – простить от всего сердца, от всей души других.

Слуги Небесного Царя, его святые Ангелы наблюдают за тем, как мы это осуществляем в своей жизни, и докладывают Ему, достойны ли мы Его высочайшего милосердия.

Наша душа похожа на летний океан. Где-то на его поверхности катаются дети на матрасиках, кто-то занимается виндсерфингом, кто-то катается на водном мотоцикле. Можно смотреть на эту светлую, радостную идиллию, умиляясь, часами. Но если мы попробуем нырнуть в батискафе в глубь, то увидим совершенно другую картину. А если мы сядем в глубоководную подводную лодку, то в небольшой глазок ее иллюминатора увидим таких монстров, которые не приходили на ум даже самому одаренному режиссеру фильмов ужасов. И все эти чудища плавают в глубинах нашей личности. Живет в нас и зависть, и ненависть, и обидчивость, и гордыня, и многое-многое другое.

Большинство наших обид происходит от движения этих глубоководных монстров. Зачастую мы сами допридумываем о других такое, о чем они даже и не догадываются. Не так на нас посмотрели, не так поздоровались, тоном неприятным к нам обратились. И мы можем нафантазировать себе такое, что и на голову не натянешь. Начинаем домысливать, додумывать, сочинять, и с этого вырастают тома многолетних обид, недоразумений, невысказанных упреков и прочее. Мы считаем, что нас активно ненавидят, или недооценивают, или не понимают и тому подобное.
Мы же, в основной своей массе, люди мелкие, весьма далекие от святости. И вся так называемая ненависть к нам людей – это, в большинстве случаев, или фантазии и выдумки нашего воображения, или же проекции наших собственных страстей на нашу душу и сознание.
Вот всю эту поверхностную шелуху нам предлагается смести со своего сердца, чтобы Бог смог нам простить все то, в чем мы Ему и ближнему задолжали. Господь ставит нам очень легкое условие для спасения. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14, 15). «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13).

Нам нужно лишь воспользоваться этим шансом на спасение, потому что нам надеяться на свои добродетели, как минимум, глупо.

Поэтому очень важно быть внимательным к своему сердцу. Как только злое чувство к ближнему будет произрастать на его поле, не поленимся сразу же от него избавиться, потому что оно может лишить нас милости Отца Небесного и надежды на спасение.

                                                                                          ***             

Действие происходит в доме фарисея Симона. Дом состоятельного человека строился в виде квадрата, и находился в центре открытого со всех сторон внутреннего двора. Во дворе часто был сад, огород, может – бассейн, беседка, где в теплое время года кушали.

Три обычая всегда соблюдались при приеме гостя:
1. Хозяин встречал гостя.
2. Обнимал, и в знак мира целовал его.
2. Хозяин непременно оказывал уважение знаменитому раввину. Дороги были пыльными, а обувь состояла из сандалий. Поэтому ноги гостя всегда омывали холодной водой, чтобы смыть с них пыль и освежить их.

Кроме того, сжигалась палочка приятно пахнущего ладана, либо же капали на гостя каплю розового масла. Правила хорошего тона требовали исполнения всех этих обычаев. Как видим, Симон ни одного из пунктов не сделал.И это вызывает вопросы. Если не уважаешь гостя, зачем тогда приглашать? А если сам же пригласил, то почему так встретил?

Зачем фарисей Симон вообще пригласил Иисуса Христа к себе в дом? Для этого может быть три причины:
1. Возможно он просто восхищался Иисусом и симпатизировал Ему? Но его неучтивое поведение не согласуется с этим.

2. Может, это провокация — пригласил Иисуса с намерением выманить у Него слова или действия, на которых можно было бы затем построить обвинение против Него. Маловероятно, потому что в стихе 40 Симон обращается к Иисусу, называя Его «учителем». Фарисеи не обманывали. Он бы так не назвал Иисуса при народе, если бы не считал его таковым.

3. Вероятней всего, Симон — тщеславный человек, приглашающий знаменитых людей — он с полупокровительственным презрением пригласил Иисуса пообедать с ним, раз Он пользуется популярностью. Этим лучше всего можно объяснить странное сочетание некоторого уважения с явным пренебрежением (из комментариев Баркли).

Так или иначе, Господь Иисус, будучи наблюдательным, все это подметил и выводы сделал, но никак своей реакции на неуважение не показал, как ни в чем не бывало улегся и принял участие в обеде и общении.Интересно — о чем они общались за столом? Ваши предположения? С одной стороны, Иисус никогда не вел отвлеченных разговоров, ни о чем, с другой стороны — какие темы они могли там затрагивать? Наверное, они говорили о темах, которые предлагал хозяин — какие-нибудь сложные отрывки из Писаний, Симон высказывал свое толкование и спрашивал, что гость думает на этот счет?

Тут на сцене появляется женщина. Откуда она там взялась? Когда на обеде в таком доме присутствовал раввин-учитель, то обычно приходили самые разные люди; им позволялось слушать сокровища премудрости учителя. Этим и объясняется присутствие на обеде этой женщины. Вошла с группой других. На обеде люди не сидели, а возлежали за столом. Они ложились на низкие ложи, опираясь на локоть левой руки, правая рука оставалась свободной, причем ноги вытягивали назад; и сандалии снимались. Этим объясняется, почему женщина оказалась позади у ног Иисуса. Почетные гости возлежали за столом, остальные приглашенные сидели вокруг и почтительно слушали, о чем говорят за столом.

О женщине, как и о хозяине, не сообщается никаких фактов, но есть многозначительные детали. Она вытирала ноги Иисуса Христа своими волосами.

Распущенные волосы — красноречивая деталь. Появление иудейской женщины с распущенными волосами в обществе мужчин было верхом неприличия.

Вступая в брак, девушка повязывала свои волосы, накрывала голову покрывалом и уже больше никогда не появлялась среди людей с непокрытой головой. Только незамужние и блудницы ходили с неприкрытыми головами. А незамужние девицы вообще не могли никаким образом оказаться одни в чужом доме в мужском обществе, без родителей или старших родственников и тем более вести себя вызывающе.

Женщина, одинокая, незамужняя или вдова, с распущенными волосами в чужом доме среди мужчин – для восточного слушателя этой характеристики было достаточно, чтобы составить о ней совершенно однозначное мнение.

До этого все протекало так, что у Симона не возникало ощущения неправильности происходящего. Все проходило в соответствии с его ожиданиями от встречи. Я его хорошо понимаю — пригласил в гости незнакомого человека, но все идет более чем хорошо — я буду всем с удовольствием рассказывать, как принимал у себя дома скандально известную знаменитость.

И вдруг гость начинает вести себя неадекватно. Он не должен был позволять женщине прикасаться к себе. По логике, он должен быть оглянуться, посмотреть, кто к нему прикасается, сообразить что она нечиста и ее прикосновения осквернят, оттолкнуть ее ногой и приказать вывести вон. Но Иисус Христос позволил ей делать с ним все что она делала.

Фарисей Симон не говорит ничего вслух, но про себя формирует умозаключение: его гость – самозванец. Ни один учитель закона так себя не повел бы. Тут Иисус Христос говорит ему: — Послушай историю о 2-х должниках.

Притча — это короткий рассказ, прослушав который мы понимаем, что суть не в нем самом, а в том, что его рассказали именно в контексте данной ситуации, т.е. вся соль в его подтексте.

Мы прибегаем к иносказанию в реальной жизни по разным причинам, но в любом случае, подобный способ что-то донести говорит о том, что мы тем самым переходим на иной уровень общения — не прямолинейный, а более интимный, доверительный, что ли.

Иисус не хотел осудить хозяина (хотя было за что) а если и хотел вызвать, то он сделал это очень тонко и аккуратно. Больше видно Eго желание чему-то научить, что-то объяснить, а не обличить.

Динарий — дневная плата, причем не минимальная. 1 динарий — хорошая средняя зар.плата.

50 динариев — зар.плата за полтора месяца. 500 — за полтора года.Сравните психологически — вы задолжали кому-то сумму равную полуторамесячной вашей зар.плате, и другому человеку — равную полуторагодовой. И нужно срочно отдавать.

Иисус всегда предлагает неудобный выбор. Вот и тут – выбери, кто ты из 2-х должников.

Женщина вылила на ноги Иисуса большое состояние. Не знаем, откуда у нее это оказалось. Может наследство или подарок богатого любовника. Но она взяла и вылила. Причем вылила, не зная, как Иисус отреагирует на то, что она вообще его трогает.

Она видела его в первый раз, возможно. Не подсчитывала риски. Мы знаем примеры, когда люди в Библии что-то рискованное делали, подсчитав стоимость сначала. Но она явно не подсчитывала. Она вела себя как должная 500 — т.е. делала все, будучи уверенной, что это все равно не поможет ей.

        Это просто знак того, что она ничем не дорожит — ни репутацией, ни сбережениями.

Она верила, что подошла к Мессии и показала Ему — я ничем не дорожу, я все понимаю, я знаю что мне ничего не светит. И плачу. Симон это все видел, но его все равно занимала одна лишь тема: это просто невозможно — нельзя ей быть здесь, нельзя позволить ей находиться среди избранных.

Почему Иисус рассказал в данной ситуации историю о списании долга? Симон отказывался принимать женщину. Он это делал не потому, что она лично ему причинила что-то плохое. Больше по своим внутренним установкам. Ну как кто-то не может нормально воспринимать азиатов-мигрантов, просто переносить их не может. Или кавказцев. Притом что лично ему они ничего плохого не сделали. Просто не принимает их.

Может, есть люди, о которых мы думаем — слава Богу. Мы живем в разных городах, разных странах, и мы не пресекаемся. Это непринятие. Мы понимаем, что это неправильно, но ничего поделать не можем. Человеческими усилиями это невозможно исправить. Иисус Сам сказал об этом в притче.

Один раз, когда Иисус рассказал очередную притчу, Петр спросил Иисуса – ты это сказал только для нас или для остальных тоже? Иисус всегда говорил, обращаясь ко всем, кто слушает, ожидая, что каждый примерит сказанное к самому себе, не оглядываясь на окружающих. Верит в Бога – не верит, в церкви – не в церкви, Иисус не делил людей.

И история про должников – это история как каждый из нас сегодня себя чувствует перед

Богом: «У меня в целом нормально, хотя конечно есть проблемки» или «Я худший из всех людей, как меня Бог еще терпит» — это восприятие себя определяет как мы относимся к окружающим нас. Как мы принимаем их. Или не принимаем. Как прощаем их. Или не прощаем.

 

Просмотров: 408 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0