Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 24.04.2024, 05:08
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2019 » Февраль » 27 » Иконостас.Рубрика "Иконы в храме и дома" Ч.3.
13:16
Иконостас.Рубрика "Иконы в храме и дома" Ч.3.

    Как появился и развивался русский иконостас? 

 

Главная часть храма — алтарь. Не только христианского храма. Языческих,

к примеру, тоже. Здесь важна суть: на алтаре совершается главное

священнодействие. В языческих храмах/святилищах здесь находится

жертвенник, в христианских — Престол, где совершается таинство Евхаристии,

Пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы.

Условно обобщая, алтарь — место, где присутствует божество. Или где человек

и божество вступают в контакт. То есть это сакральная часть храма,

непосредственно связанная с высшим миром. В христианстве между этой

частью храма, символизирующей мир горний, божественный, и «миром

земным» принято располагать иконостас.

На первый взгляд, иконостас — граница, разделяющая эти миры. Это самая

очевидная аналогия. Ведь доступ в алтарь, как известно всякому бывавшему в

храме, строго ограничен. Но здесь есть нюансы.

Во-первых, иконостас был таким далеко не всегда.

И особое развитие он получил как раз на Руси. Во-вторых, иконостас, конечно,

разделяет две части храма. Но еще и связывает! То есть это не только граница,

преграда — но и «мост». С иконостаса в «мир земной» смотрят лики святых —

зримое воплощение стремления (и приближения!) человека к Богу.

А главное — Бога к человеку!

Появились иконостасы не сразу.

И уж точно — не в нынешнем виде! Большие иконостасы типа современных

появились уже на Руси весьма поздно и не сразу — примерно в первой

половине 16 века. В раннехристианских храмах не просто не было иконостасов;

сакральная и «земная» части могли быть вообще не разделены.

Во всяком случае, об алтарной преграде (еще не иконостасе!) впервые 

упоминается в 4 веке. По археологическим данным, сохранившиеся преграды

4 в. — тот самый ряд колонн, соединенных невысокими каменными плитами

с барельефом. То есть это та самая, скорее символическая, преграда,

не закрывающая обзора.




В древнейших византийских храмах алтарь не отделялся.

 

 

Поначалу алтарная преграда была скорее символической: деревянная решетка,

завеса, ряд колонн… Собственно иконостасы появляются много позже,

в Византии.

Иконостас и даже просто развитая алтарная преграда — элемент именно

православного храма. Развитый иконостас в современной Греции — «обратное»

русское влияние.

В Европе же иконостас не развился. Больше того, там и алтарную преграду не

стали считать обязательным элементом храма.

Со временем пространство алтарной преграды стало заполняться

иконами. 
 


 

Иконы как окна в духовный мир.

Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят

перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и

войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль

которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между

необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства

евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего,

и при этом меру достойности их участия знает только Бог.

Иконостас старинной украинской церкви.

 

В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас.

 

Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого

 

характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением.

 

Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери.

 

Иконостас в Угличе.

 

В основу иконостаса легли три идеи, родившиеся в разное время человеческой

 

религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим

 

сегодня в православных храмах и называем иконостасом.

 

Первая, древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с

 

представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного

 

мира и доступном лишь посвященным.

 

Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного

места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три

главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии. Самая сакральная часть скинии

— Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного

храма никто не входил, кроме первосвященника, которому позволялось входить туда только один раз в году.

Здесь хранился Ковчег Завета. Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от

остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу

возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный

ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.

 

В православном храме Святому Святых соответствует алтарь. До пришествия Христа и

искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже

праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит

новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям

через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное

сооружение входит эта идея — открытости Царства Небесного, которое начинается уже

здесь, на земле, внутри нас.

 

 

Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в

устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого

Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – 

открытости и тайны.

 

С течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую

задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию

церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так

называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине.

Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов,

особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали

ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.

 

Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого

 

характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением.

 

Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери.

 

Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них

 

священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и

 

вина — Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы,

 

проходит через эти врата.

 

На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.

 

Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов или

 

святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими, потому что

 

через них обычно проходят диаконы.

 

Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз,

 

а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя, 

 

он проходит через   Царские врата.

 

В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное

 

открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все

 

важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те,

 

кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в

 

церковном облачении и только во время службы.

 

Царские врата — символизируют двери Рая.

 

Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время

богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в

зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от

храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась

надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.

 

Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом

напротив Царских врат.


На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.

 

Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.

 

 

 

 

Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке,

по ярусам (или чинам, или рядам).


 

Классический русский высокий иконостас выглядит следующим

образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя,

а слева — Божией Матери с младенцем. Рядом с иконой Христа

помещают храмовую икону (на ней изображен святой или

священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус.

 

Над местным рядом располагается деисусный (деисисный)

 

(от греч. d’eеsis — моление) ряд, символизирующий моление всей

Небесной Церкви ко Христу.

 

Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает

Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском

облачении на небесном престоле).

 

Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве

Божией Матери и Иоанна Крестителя. Эти изображения

символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой

Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая

возможна для человеческого рода.

По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя,

Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся

иконы молящихся апостолов и других святых, поэтому этот

ярус иногда называют апостольским.

 

Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в

строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами,

изображены главные православные праздники.

 

Хрустальный иконостас в  городе Дятьково Брянской области.

 

Следующий, четвертый чин — пророческий. В нем помещаются

иконы ветхозаветных праведников — пророков, через которых

было получено откровение о воплощении Спасителя и о

Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя

вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.


 

Пятый ярус иконостаса — праотеческий — содержит

изображения праотцев — ветхозаветных патриархов и икону Святой

Троицы в центре.

 

Непосредственно над Царскими вратами располагается икона

«Тайная вечеря».

 

В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа)

символ искупления человечества и победы божественной

любви над смертью.

 

 

 

                                                                                        Источники:

Устройство православного храма ( II ) Иконостас http://ru-news.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama-ii-ikonostas/

Александр Смирнов https://shkolazhizni.ru/culture/articles/71571/

Фото:  Александр Шурлаков

https://pravlife.org/ru/content/zachem-v-hrame-nuzhny-ikonostas-i-zavesa-nad-carskimi-vratami 

 

Журнал Фома https://foma.ru/altar-infografika.html

Просмотров: 718 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0