Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Пятница, 26.04.2024, 00:17
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2017 » Декабрь » 28 » Встречать ли Новый год?
19:10
Встречать ли Новый год?

               Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя

православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится

без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем

знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и

четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня

несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой,

но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос будет иного плана: «Как встречать Новый год в

Рождественский пост

Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода

очень часто требуют чуть ли ни

соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье

и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом

неверен будет».

Возможно ли сочетание того и другого?

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное

посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной

трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний?

Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане,

и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих,

обязательно с подарками придет?

Протоиерей Александр Авдюгин

 

Новый год – прекрасный праздник. Точнее так: Новый год может быть

прекрасным праздником, если бы не пьянство, не бессонная ночь перед

телевизором и если бы не контраст между ожиданием «чего-то» 31 декабря и

отсутствием этого «чего-то» 1 января. А так – все очень мило. Мороз,

предпраздничная суета, всеобщая нервная взвинченность. Дети ждут подарков,

взрослые стараются раньше уйти с работы и месят снежную кашу, заходя по

дороге домой во все попавшиеся магазины…

Если правда то, что Рождество на Западе все больше

утрачивает религиозный смысл, если правда, что люди там

все чаще поздравляют друг друга не с Рождением Мессии и

не с Боговоплощением, а с каким-то аморфным «праздником»,

предполагающим семейные посиделки, печеного гуся и обмен подарками,

то наш Новый год – это почти «их» Рождество. С праздником – чмок!

С праздником – дзинь! С праздником – буль-буль!

С праздником – спокойной ночи!

 

К Новому году нас приучила советская власть. Если бы не засилье

идеологических праздников, никто бы не вкладывал столько души в ожидание

смены цифр на календаре. Но все остальные праздники требовали либо

патетической печали, либо безудержного энтузиазма. Просто человеком побыть

было некогда. Отсюда эта истинно детская любовь к елочному конфетти, запаху

хвои и мандаринам. Это лишнее доказательство того, что стареет тело, а душа,

завернутая в умирающую плоть, стареть не хочет, не может, не умеет.

Она, душа, остается детской, ей хочется сказки и чуда.

Но есть в праздновании Нового года и грусть. Эта грусть рождается оттого, что

нового в Новом году нет ничего, кроме изменившихся цифр на календаре.

Все остальное – старое.

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из

года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый.

«Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в

виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится,

что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою».

«Поверженный руб» – это и есть то самое упавшее дерево, которое указывает

всегда в одну и ту же сторону, как и жизнь закосневшего в грехах человека.

Нужен какой-то креатив, какая-то истинная новизна, по которой стосковались

(уверен) очень многие. Чем не нов такой, к примеру, лозунг: «Встреть Новый

год трезвым и без телевизора»? Это же настоящее новое слово, и я уже вижу

его на рекламных плакатах больших городов.

Над воротами Дантова ада было написано: «Оставь надежду всяк сюда

входящий». Над воротами, вводящими в новый календарный год, можно писать:

«Оставь все злое, этот год начавший».

Год будет действительно новым, если вступающий в него человек запасется

желанием обновляться: бороться со злыми привычками, приобретать благие

навыки. У нас есть заповедь быть мудрыми, как змеи. Именно это животное

регулярно меняет кожу, пролезая между острыми шипами кустарника или тесно

стоящими камнями. Больно змее или нет, не знаю, но старая кожа, как чулок,

сползает, давая место новому кожному покрову.

Это, конечно, урок – не только природный, но и евангельский.

 

Земля протанцевала очередной тур

вальса вокруг Солнца. Замкнувшийся

круг и начало нового движения стоит

отметить молитвой.

 

Потихоньку входит в обычай

служение литургии в ночь с 31-го на

1-е. Это еще одна ночная литургия,

кроме Пасхальной и Рождественской,

и она обусловлена уже не догматами,

а насущной потребностью.

Большинство людей валяет дурака и

натужно изображает предписанное веселье. Люди напиваются – то ли от тоски,

то ли от радости; засыпают, не раздевшись; просыпаются в неизвестных

местах… Или, в лучшем случае, терзают пульт в поисках хоть чего-то

интересного по «ящику».

А совсем небольшая часть граждан провожает уходящий год словами:

«Господи, помилуй» и встречает наступающий год словами: «Господи,

благослови». Не знаю, как вам, а мне кажется, что это и есть истинная новизна

и самый красивый способ празднования.

Но даже если не будет ночной литургии, пусть будет краткая молитва. Ничего

лучше, чем «Отче наш», не придумаешь. Куранты бьют, снег за окнами

медленно опускается, а некое семейство читает молитву Господню и просит у

Бога благословения на наступающий год. Красота!

 

И еще одно. Это ведь условная дата. Новый год праздновали то в марте, то в

сентябре, то на Василия Великого. Теперь вот на Вонифатия. Плюс у каждого

из нас есть свой новый год. Разумею день рождения как начало нового года

жизни. И всякий раз смысл остается тем же: хочешь меняться – будет тебе

новый год, новое лето благости Божией. Не хочешь меняться – не будет тебе

ничего нового. Мандарины будут, «Голубой огонек» будет, мигрень с утра будет,

и тоска, конечно же, тоже будет. А новизны не будет. Так что думай, товарищ.

Без веры в Христа и без молитвы все годы Свиньи, Крысы, Собаки, Буйвола

грозят превратиться в сплошной год Осла, грустного при этом, как ослик Иа,

потерявший хвост.

Зима вошла в полные права вопреки слухам о глобальном потеплении.

Земля укуталась в снежную шаль, как в пуховый платок. Глянешь и невольно

вспомнишь псалом: «Омыеши мя, и паче снега убелюся». Я сто раз уже

пробовал начать жизнь заново, и все сто раз у меня почти ничего не вышло.

Но чего нет во мне, так это отчаяния. В этот Новый год я буду пробовать опять.

Надо же в конце концов, чтобы Новый год был действительно новым.

Помоги нам, Господи.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не

оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника

Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных

благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях.

Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.

И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года

будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в

воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.

Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми

искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над

нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться

печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные.

К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя

почти весь пост, впасть в некую эйфорию.

Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори

“гоп!”, пока не перепрыгнешь».

Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без

преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!

Священник Павел Гумеров

Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть

невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена),

которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят

новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить

душе, не нарушить спокойное течение поста?

Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность.

Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не

поссориться с ними, но и не повредить себе.

Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с

ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что

и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его

нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей».

С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой.

И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил

почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку

забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого

экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя:

«Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»?

Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы,

сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию»

(Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий

нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы.

Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и

молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные»,

значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость

православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только

посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного

посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь

родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов),

греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести

тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин,

разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может

как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле

празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом.

Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить

нормальные пожелания и тосты.

Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и

«перемывание костей» ближним.

Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в

новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после

новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно,

постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик

шампанского.

Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру.

Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца

участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под

предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или

помолиться, почитать.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для

священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и

начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие

священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с

торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и

призывать всех к порядку.

 

Итак, вопрос: «Можно ли праздновать Новый год?». 

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чревоугодия.

Мы должны помнить, что Новый год – не праздник в полном смысле этого

слова. К нему не привязано никакое духовное, историческое или общественное

событие. Это лишь арифметическая дата, позволяющая человеку оценить вехи

своей земной жизни: с одной стороны, подвести итог своим достижениям и

неудачам в прошлом году, а с другой – построить планы на следующий год.

Потому, конечно же, лучшим препровождением времени для православного 31

декабря и 1 января было бы богослужение.

Так, например, 31 декабря можно отслужить благодарственный молебен Богу за

то, что Он сподобил прожить еще один год и дал все необходимое для жизни,

а 1 января хорошо было бы встретить Божественной Литургией и молебном о

начале всякого доброго дела или молебном на новый год, чтобы Господь

даровал нам свое благословение на нашу жизнь в следующем году.

Можно отпраздновать Новый год в кругу родственников, близких, друзей.

Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабовых палочек вместо

оливье. Можно и пообщаться, уделить свое внимание близким, подарить им

свою любовь. Конечно же, удержитесь от пьянства, дискотек, танцев и прочего

того, что не положено делать в пост.

Все хорошо в меру. И праздник должен быть без языческого разгула.

Нужно понимать, что православие ищет золотую середину и меру во всем.

 

Просмотров: 574 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0