11:58 "Учитесь видеть друг друга" Архиепископ Марк (Арндт) | |
О духовном единстве со святыми отцами и несвятыми современниками, о том, как в наше время становятся священниками, и могут ли современные монахи превосходить отцов-пустынников, о женском призвании, красоте не по шаблону и подлинной свободе православия – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт).
усвоить святоотеческую традицию и на пределе – воплотить в своей жизни само Евангельское Слово? то и тело к подвижничеству готово. Читать Священное Писание сегодня важнее, чем дышать. Мы должны пользоваться тем, что открыто Господом через святых отцов. Все уже сказано. Если сегодня я не езжу на ослике, но прилетел в Москву на самолете, это не значит, что я должен быть другого духа с теми, кто передвигался в свое время на ослике. Только они воспринимаются сегодня по-другому. Когда изобрели радио, тоже все считали: все, конец света. А теперь появились интернет, новейшие средства коммуникации. Их можно обратить на пользу и ко служению ближнему Христа ради, а можно приспособить и к угождению собственным страстям. Это как выключатель: им можно пользоваться, чтобы включать свет, а можно – выключать. Мы должны стремиться к тому, чтобы всерьез воспринимать все, что мы читаем в святоотеческих книгах и слышим за богослужением, а главное то, что открывается нашему взору. Многие сегодня ходят будто с закрытыми глазами. Ничего не видят. Наверно, это последствия советского режима. «Когда ты о нас молишься, мы утешаемся, видя друг друга», – сказал череп бывшего колдуна авве Макарию, указывая на главную муку преисподней – не видеть лица друг друга. 20 лет назад такого еще не было. Разобщение отличает именно современные приходы. Это новое настроение современного поколения христиан, которые культивируют свою самость, помноженную на самолюбие и эгоизм. Все это мешает единству. Поэтому мы должны прикладывать все силы, чтобы уврачевать эту рознь. Православной и Русской Православной Церкви Заграницей? административно, но не духовно. Административное разделение преодолели – и слава Богу. Но важно, что во Христе мы всегда были едины. Нельзя в данном случае говорить ни о каком разделении Церквей. Единство Церкви не может нарушаться ничем кроме раскола или ереси. А такого рода разделения между нами не было. Иначе бы мы не могли объединиться. (Кафедральный собор святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в Мюнхене. – Ред.) каждое воскресение после литургии – совместная трапеза. Мы общаемся. Иногда архиерей выступает, иногда священник. Миряне задают свои вопросы. Обсуждаем текущие проблемы. Это очень важно – живое общение между людьми, чтобы в процессе, когда они учатся слышать и видеть друг друга, формировалась община, преодолевался разброд. всех прихожан. У людей возникает желание общения, закономерное, если человек пытается исполнить евангельский закон: отвергнуться себя (Мф. 16:24). Это сложно. Требует многого соборного труда. Единство не может быть сформировано извне, оно рождается изнутри. Но не само по себе, а из опыта молитвы и участия в Таинствах. Мы все члены Единого Тела. Когда мы причащаемся из Единой Чаши, мы объединяемся. Но это дарованное единство во Христе надо еще воплотить в жизнь, а для этого каждый должен прилагать старания. Это каждодневное общее дело, но многообразие его плодов и форм вырастает из Таинств.
изнутри церковной общины на социум? то, что они усваивают, воспринимается если не в штыки, то по крайне мере не находит поддержки у родителей. Однако там, где священник ведет беседы о вере со взрослыми, укрепляется весь приход, сами семьи становятся прочнее. У нас был такой почти анекдотический случай. Одно время отец приводил двух девочек в воскресную школу, он «сдавал» своих дочерей на крыльце, не переступая даже порога, а сам два часа ходил вокруг храма. В конце концов священнику это надоело: «Вы крещеный?» – однажды буквально схватил он за руку этого отца. – «Да». – «Почему вы не заходите в Церковь?» – «Я профессор, но о Церкви ничего не знаю. И я боюсь». И тогда устроили первую беседу пастыря со взрослыми в доме этого профессора, потом чередовались и заседали в домах родителей других детей… Этот профессор сейчас священник нашей епархии! Он не оставил кафедры в университете, но принял сан и обрел главное служение своей жизни. участвовать в Таинствах. Тогда открывается то, что надо именно тебе, – Господь Сам направляет твои ноги. Важно и пастырское попечение. Иногда надо просто взять человека за руку и ввести его в Церковь. Потому что многие сочувствуют верующим, по-своему верят в Бога и не отрицают Церкви. Более того, отдают на учебу в воскресную школу детей, но сами сделать первый шаг, чтобы войти в церковную общину, боятся. Советская власть за годы безбожной пропаганды все же чего-то добилась. Мы – пастыри и прихожане – сегодня должны быть мировоззренчески очень гибкими, чтобы правильно эти ситуации разрешать. Православной Церкви Заграницей, но в современной России за миссионерскую активность и социальную работу православных в чем только не упрекают: от сращивания Церкви с государством до уклонения в католицизм. Особенно «достается» монастырям как образам Царствия Небесного на земле. – Совершенно не понимаю упрека в том, что мы уклоняемся в католицизм. Если мы будем заниматься исключительно социальной работой, может быть, мы и уклонимся куда-то от православия. Тут важен подход, произволение, намерение, с которыми каждый приступает к служению ближнему. По-моему, сегодня этот труд даже выше того внешнего делания, которое позволяли себе отцы-пустынники, когда плели, например, корзины и потом продавали их. Они плели, чтобы прокормить себя, а сегодня монахи зарабатывают, чтобы прокормить других. интернат на попечении, в котором около 100 детей. А еще под Рязанью у них же – сельхоз-подворье. Вокруг – полное опустошение, пьянство. А в организованном монастырем хозяйстве стали трудиться жены этих же пьяниц, началась какая-то жизнь. Монастырь поднял местность, которая скатывалась к вымиранию. И это приносит реальную социальную пользу. А часть прибыли, которую получает монастырь от ведения собственного хозяйства и производств, издательского например, отдается на содержание тех же сирот. жизнью христиан, в частности монахов, и их внешней деятельностью. У каждого эта мера своя. А выработать ее можно, если постоянно пересматривать, оценивать свои позиции, каждый вечер осмыслять, что было сделано не так, и каяться, исправляться. монашеские и приходские общины строятся не по шаблону. Не потому что так Папа Римский или мама римская придумали. А так нам Сам Господь внушает. И мы, соборно внимая Божию внушению, каждый претворяем его в жизнь по-разному в силу своих обстоятельств и возможностей. предстоять Господу, спокойно трудиться. Русскую Православную Церковь в годы гонений бабушки отстояли. И в последние годы именно женщины внесли особое оживление и во многом обеспечили церковный подъем в России. Очень много зла посеяно из-за стремления к равноправию полов. Женщина, наоборот, была возвышена в обществе до 1917 г. явленную как раз в 1917 г. в момент лишения русским народом земного царства. Несем ли мы не только историческую, но мистическую – как сотелесники Христовы – ответственность за грехи тех, кто предавал Царя и царскую семью на казнь, разорял Россию? В конце концов, за Богоотступничество, ставшее причиной всего этого зла? Церкви.Мы, конечно, унаследовали ответственность за это предательство и злодеяния и только через покаяние можем очиститься. Церковью Заграницей: переживается ли сопричастность к этой ответственности, разделяются ли эти грехи с русским народом? восприемлет образы царской власти и точно возносит их над землей, предуказывая отныне путь обретения царства как взыскание прежде всего Небесного Отечества, восхождения в Него. Отсюда ли все те многие скорби (Деян. 14:22), которые последовали за 1917–1918 гг., а некоторые и длятся до сих пор? покаянием. Но сам тот факт, что Россия как уже обреченная страна выжила после советского ига и Русская Православная Церковь существует, – это чудо. Хрущев обещал показать по телевизору последнего попа. Безбожники старались всеми силами истребить Церковь. Беда в том, что люди, которые все это вытворяли, живут сегодня среди вас. Они не покаялись и не собираются этого делать. Если только Господь не приведет их каким-то особым, только Ему ведомым путем к покаянию.
(Арндт)
| |
Просмотров: 577 | Добавил: ТинаЛ |
Всего комментариев: 0 | |