Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Четверг, 25.04.2024, 09:43
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2016 » Август » 8 » Три Спаса.
13:02
Три Спаса.

Существует три праздника Спаса: Медовый Спас (14 августа),

Яблочный Спас (19 августа) и Третий Спас (или Ореховый Спас, или Хлебный Спас — 29 августа),

которые связывают весь успенский пост, т.е. пост, установленный в память

Успения Пресвятой Богородицы, дня, совпадающего с последним

(Третьим) Спасом.

 

Медовый Спас


(Маковый Спас, Первый Спас)

Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) — народный и

православный праздник в первый день Успенского поста 14 августа.

На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и

его освящение. Русская православная церковь в этот день

отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.

 

В народе этот день также получил и другие названия — Первый Спас,

Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом,

Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная»

(белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.

Что касается церковного календаря, то об установлении праздника

Происхождение честных древ Животворящего Креста сообщает

греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто

бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай

износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения

мест и в отвращение болезней. Накануне (13 августа), износя его из

царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви

(в честь Софии-Премудрости Божьей). С настоящего дня и далее до

Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу,

предлагали его потом народу для поклонения.

Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен

Андреем Боголюбским в 1164 году в ознаменование победы над

волжскими булгарами. В наше время в этот день Русская православная

церковь почитает: Происхождение (изнесение) честных древ

Животворящего Креста Господня; Празднество Всемилостивому Спасу и

Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавеев: Авима, Антонина,

Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и

учителя их Елеазара; священномученика Димитрия (Павского);

мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра,

Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея; обретение

мощей преподобной Софии Суздальской.

На Медовый Спас приходится первый день Успенского поста,

который заканчивается 27 августа — накануне Успения.

 

Спасовки или Спасы — народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки.

 

Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса) .

По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться»,

то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

 

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также

мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут

медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с

маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и

дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт

первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет

третий Спас.

14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев,

принявших кончину в 166 году до Рождества Христова.

И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи

своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти

Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и

отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях,

подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак,

который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями

чисто звуковая.

Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы,

мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для

растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую

массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась

макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.


Рулет с маком

 


Ф. В. Сычков. Водосвятие. 1916

 

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия.

Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и

чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные

водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались

в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.

После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к

закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи

собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора,

полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для

хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.


Николай А. Богатов. Пасечник. 1875 г.

 

«На первый Спас и нищий медку попробует!».

С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд.

Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

 

 

                     Яблочный Спас


   Праздник Преображения Господня

 

Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня

у восточных славян, к которому были приурочены многочисленные народные

обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и

преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся

намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок.

А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие

фрукты нового урожая.

 Яблочный Спас также еще называют — Второй Спас,

Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день,

Вторая встреча осени (вологод.), Первые осенины, Осенины, Преображение

или же просто Спас.

 


Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. 1918 г.

 

Если в русской народной традиции этот день называется Яблочным(Вторым)

Спасом, то Русская православная церковь почитает его, как Преображение

Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа —

описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного

величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время

молитвы на горе. Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс:

«...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят

смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», а спустя шесть

дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся

вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился

пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми,

как свет».

При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые

беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в

Иерусалиме». Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви!

хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну

Илии».

После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из

облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение;

Его слушайте. Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об

увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из

светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.

Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества —

божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа

Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе.

По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее

преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».


Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

 

 

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени.

Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости

духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками

родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших

вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

 

Третий Спас

(Ореховый Спас, Хлебный Спас)


Праздник Нерукотворного образа

Христа Спасителя

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) — день народного

календаря, отмечаемый 29 августа.

В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения,

он является главным блюдом этого дня. Также было принято торговать

холстами, полотнами.

В церковном календаре в этот день отмечают перенесение из Едессы

в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса

Христа — православный праздник, совершаемый Церковью в честь

Нерукотворного образа Христа Спасителя .

Также, это день почитания мученика Диомида врача, которому молятся

при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери,

перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от

бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских

нуждах.

Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы.

Среди народных названий праздника:
«Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»;
«Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
«Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
«Посевы», «Досевки» — сеятся озимые хлеба;

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас —

яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают»,

поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах»,

«Спас на полотне», «Холщовый спас».

В этот день было принято торговать холстами, полотнами.


Н. Пимоненко. Продавщица холста. 1901

 

В этот день святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники,

пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая

тёплое времечко. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба:

«Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка

лесных орехов.

На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей.

Считают, что ласточки отлетают в три Спаса.

Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

В народе про этот день существуют поговорки и приметы:
Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
«Відліт в цей день журавлів віщує ранню зиму» (укр.).
Отлёт ласточек.
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
«Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло» (укр.).
Во что Евдокеи, в то и третий спас.
Первый спас — на воде стоят; второй спас — яблоки едят; третий спас — на зелёных горах холсты продают (Нижегородская губерния; в селе Зеленые Горы ярмарка).
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до спаса посеять.

Просмотров: 953 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0