Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 24.04.2024, 23:29
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2020 » Январь » 23 » Таинство Покаяния.
15:12
Таинство Покаяния.

С призыва к покаянию начал свою проповедь св. пророк Иоанн Креститель:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите достойный плод покаяния»

(Мф. 3, 2-8). Эти же слова повторяет Христос, выходя на проповедь (Мф. 4, 17).



Все служение Христа – призыв к человеку покаяться. Покаяние – не значит перечисление проступков,

а радикальное изменение.

Изменить жизнь, исправиться… Только тогда покаяние достигает своей цели.Если в человеке нет

желания исправиться, а он подходит к исповеди как ни к чему не обязывающему обряду, Таинство

Покаяния нельзя назвать состоявшимся.

Кающийся приходит в храм и кается Богу, исповедуясь священнику.Исповедь непосредственно Богу,

без свидетелей, тоже возможна. 

Не так ли мы ежедневно каемся во время вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и

Творцу…»


Но исповедь в храме – особое дело.

 


 

Здесь человек кается не в повседневных мелочах, которые, как пыль, оседают на душе, но в грехах

(делах, мыслях и чувствах), которые являются изменой Богу и Церкви.


Своим грехом мы себя выносим за пределы Церкви, отлучаем от Бога и благодати. И вот тут

требуется перед Богом свидетельство за нас человека, специально поставленного Богом блюсти

Церковь, следить за чистотой веры и правильностью жизни.

Есть и еще один принципиальный момент в Таинстве Покаяния, который требует обязательного

присутствия свидетеля – священника. Это связано с объективным характером Таинства.

Когда человек переживает свои грехи, сожалеет о них, борется с ними – это все происходит в глубине

его души в тайне не только от всего мира, но и иногда …и от самого человека. Можно годами каяться

дома перед иконой, но так никогда и не получить уверенности в том, что этот грех мне прощен.

Где та объективная граница, которая отделяет грехи, ставшие “как не бывшие”, и грехи, которые

по-прежнему лежат тяжким грузом на моей совести? Эту границу нельзя провести самому, потому

что ее может определить только Господь. Эта граница – Таинство Исповеди. На исповеди не всегда

удается испытать благодатные переживания эмоционально, не всегда удается до конца осознать свой грех, набраться решимости его ненавидеть, – это все зависит от усердия кающегося.

Но на исповеди всегда совершается объективным образом, независимо от нас, благодатное действие

Божие, очищающее нас от тех грехов, которые были исповеданы перед священником как свидетелем.

Остается привычка к греху, может остаться даже тяга к греху, и иногда очень долго приходится

бороться с последствиями греха, но сам грех уже не существует.

В это Церковь твердо верит, и это доказывает весь Ее двухтысячелетний опыт. Эта объективная

сторона Таинства требует объективного, не зависимого от нас самих выражения: словесной

исповеди при свидетеле – священнике.

 

 

Священник выслушивает, дает советы, накладывает епитимьи (церковное наказание),

но прощает грехи не священник, а Бог. Священник сам об этом говорит в молитве, которая

читается перед Таинством: «Аз же точию свидетель есмь…».


Знаком того, что в основу Таинства Покаяния положено Евангелие Господа нашего Иисуса Христа

и что мы имеем возможность получить прощение, добытое Крестной Смертью Христа, перед

кающимся лежит Св. Евангелие и Крест Господень.

Священник как свидетель совершающегося покаяния читает молитвы перед исповедью, а на столике

перед кающимся лежат Евангелие и Крест.

 

 

Исповедь – это не магическая процедура: покрыл голову, что-то пошептал, и человек духовно чист.

Правильнее было бы говорить о том, что исповедь для нас должна быть сеансом лечебной терапии

души.Покаяние как Таинство действительно совершается при словах искреннего раскаяния человека.

Тут советы священника никак не влияют на мистическую сторону Таинства, священник может и

помолчать.Но когда человек покаялся, то есть, произнес исповедь, священник помогает ему глубже

осознать грех, помогает обнаружить неверное направление души, направление, которое привело к

греху, и дает советы, как в будущем греха избежать.


Поставленный Богом на это ответственное и высокое служение, священник, бывает, ставит и

страшный диагноз: «Вы на пути к гибели! Остановитесь!»


Человек не в силах сам излечить себя, скажем, от раковой болезни, он даже может не подозревать о

том, что болен, и помочь ему может только врач. Так же точно и с грешником: священник помогает ему

осознать грех, исцелиться через покаяние – и встать на путь спасения.

 

Заканчивается исповедь тем, что священник покрывает голову кающегося епитрахилью и произносит

молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да

простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною,

прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».


Произнося слова молитвы, священник осеняет голову покаявшегося крестным знамением.


После этого покаявшийся целует Крест и Евангелие (обычно в таком порядке, хотя это неважно).

Накрывать голову епитрахилью стали в последние столетия. До этого духовники просто возлагали

руки на голову кающемуся и просили Бога простить ему грехи.

Сегодня принято, чтобы ребенок исповедовался с 7 лет, можно приводить его на исповедь и раньше.

Если человек болен, священник приходит к нему и исповедует его дома.А затем и причащает.

Во время подготовки к исповеди лучше, чтобы мы записали свои грехи (если это не один-два греха).

В первую очередь это будет удобно самому кающемуся, а то бывает, что от волнения или по другой

причине мы забываем грехи, в которых хотим раскаяться.

 

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди –

это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну 

исповеди, этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди – это один из

основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением.

 

 

Ответы на вопросы.Отвечает священник Игорь Фомин.

 

У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой

надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь – нож.

Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе

отрежет. 

Это очень жестко, но правильно. Очень часто бывает, что к тебе приходит человек, ты принимаешь

его исповедь и слышишь о таких грехах, что думаешь: Господи, как с ними не то что ему – он-то будет

прощен – а как с ними ты будешь дальше жить? Но только человек отошел от аналоя, и ты уже все

забываешь. Господь полностью стирает из твоей памяти все, что тебе не нужно и не полезно.

 

Есть такое понятие как “генеральная исповедь”. Когда человек в сознательном возрасте

приходит в Церковь, его первая исповедь – это исповедь за всю прошедшую жизнь.

 

Нельзя делить исповедь на “генеральную” и “не генеральную”. Каждая исповедь должна быть

пересмотром всей своей духовной жизни, т.е. в каком-то смысле “генеральной”.

Однако, в расхожем понимании “генеральная исповедь” – это первая исповедь за всю свою жизнь, и

она включает в себя и то, что человек помнит, и то, что ему напомнили, и то, что Господь ему открыл в

молитве, подготовляющей к исповеди. Но это не значит, что человек сразу освободился от всех своих

грехов за всю свою жизнь. На самом деле, исповедь – это очень долгий путь: надо вскопать поле,

посадить там какие-то семена и сделать так, чтобы они взошли и дали свои плоды.

 

Выходя на это поле, пахарь вдруг понимает, что поле засыпано камнями. Они большие – ни лошадь,

ни трактор не пройдут, и человек начинает их выносить. Точно так же и грехи: большие грехи видны

сразу. Человек, первый раз приходящий на исповедь, видит только какие-то знаковые события своей

жизни – аборт, развод, тяжелые ссоры с родителями или детьми или еще что-то очевидное и

ужасное…

Он выносит с поля эти камни, возвращается, хватается за плуг, чтобы начать пахать, смотрит,

а там – камни поменьше. Он опять оставляет плуг, но камней, которые поменьше, уже больше.

“Генеральная исповедь”, на самом деле, обычно растягивается на несколько лет. Человек то и дело

возвращается к своему прошлому. Не сам возвращается – Бог его возвращает, Господь дает ему

возможность увидеть то, что он натворил, что он сделал, но не осознал как грех.

И это, на самом деле, благо для человека!

 

Батюшка, мы говорим, что исповедь, это – Таинство Покаяния. А вот что такое – само покаяние,

что происходит в этом Таинстве?

– Покаяние – это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и

начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре.

Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия

Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть – избавление

человека от греха. Ведь грех – это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего. Это всегда

препятствие, обычно очень труднопреодолимое и часто ставшее уже нормой жизни и не

воспринимаемое нами именно как препятствие. Поэтому победить его можно только как

собственными сверхусилиями, так и с помощью Божией.

А как быть человеку, который хочет покаяться в грехе, но при этом не чувствует ненависти ко

греху? Просто он умом понимает, что это – грех, а вот ненависти – нет?

– Такое бывает очень часто, и требует особых духовных усилий со стороны человека. Главное – не

решить, что раз ненависти к греху нет, то и покаяться я никогда не смогу! Просто нужно помнить, что

любое событие в духовной жизни человека никогда не бывает односторонним. Любое наше благое

начинание нам помогает исполнить Сам Господь.

При любой исповеди отношение человека ко греху все равно меняется. Нужно исповедовать этот грех,

даже если мы не имеем в себе настоящей ненависти к нему и решимости с ним бороться. И в конце

концов мы все равно придем к настоящему покаянию. Уже то, что мы даем себе труд исповедаться в

этом грехе – угодно Господу. И, видя такое наше стремление, Он обязательно даст нам подлинное

покаяние, со всей глубиной осознания и отвержения греха.

 

Иногда люди считают, что покаяние заключается в остром эмоциональном переживании греха.

 

И чем сильнее эмоция, тем глубже покаяние. Что Вы можете сказать по этому поводу?



– Это неправильно. Эмоции – это результат психологического состояния человека. А пытаться

вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально “накручивая” свою психику, может быть даже

опасно. Можно довести себя до истерики и нервного расстройства. Ничего общего с настоящим

покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя

ведешь после осознания своей греховности? Изменил ты что-то в своей жизни, или не изменил?

Слезы покаяния – великий дар Божий, которого удостаивались лишь немногие великие подвижники

благочестия. Пытаться вызвать их искусственно – дерзость и неразумие. Для нас покаянный плач

заключается в осознании своих грехов и сокрушении о них, о том, что мы не можем своими силами

избавиться от этих грехов. Но это сокрушение не является самоцелью. Цель – это внутреннее

перерождение, которое Господь дает тебе, видя искреннее желание жить иначе.

Если мы начинаем сокрушаться о своих грехах и не идем дальше, то это приводит к отчаянию.

И для христианина очень важно – не впасть в отчаяние при виде своих грехов. Я вообще склонен

думать, что Господь подает Свою милость сразу. Потому что увидеть свой грех без Господа

практически невозможно. Вернее, невозможно осознать, что это – грех. Человек совершает какой-то

поступок, видит, что так же поступает его ближний, осуждает его… А сам даже не понимает – что так

же грешит. И только любящий Господь может тебя повернуть и показать: “Вот, смотри, дорогой…

Вот это – ты! Оказывается, ты – вот такой”.

Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сам человек на это не

способен, это – милость Божия.

Масса людей живут греховной жизнью и не ощущают своей греховности. И если человек

почувствовал, что так жить больше нельзя, что нужно покаяться, это уже – милость Божия, это значит,

что Господь его посетил. И само стремление к покаянию очень важно рассматривать не просто как

человеческое движение души, но как сотворчество человека с Богом. Где Господь показывает

человеку его грехи, а человек стремится избавиться от них.

Перемена ума – это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание

переродиться, желание измениться к лучшему. Причем, когда покаяние настоящее,

то это желание на самом деле – неодолимое.

 

Грех – это болезнь души. Но не душевная болезнь, а духовная. 

 

Когда человек болеет каким-нибудь постыдным, страшным недугом, он, придя к врачу, начинает

краснеть. Ему стыдно говорить о своей болезни, ему стыдно ее показать. Но когда человек от этой

болезни уже изнемог, он понимает, что это предел. Если он сейчас все не расскажет, он не сможет

выздороветь. Стыд остается, но отходит на второй план. Вот и исповедь нужна для того, чтобы

человек засвидетельствовал, рассказал в присутствии свидетеля о своем грехе. Чистое намерение –

чтобы человек пережил стыд и получил себе в союзники того, кто может засвидетельствовать,

что он действительно хочет от этого греха.

 

Батюшка, а вот ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый, кто исповедовался

систематически и часто. Человек увидел в себе грех, покаялся в нем на исповеди.

И снова впал в тот же самый грех. На следующей исповеди опять в нем покаялся.

А потом – снова согрешил, и т. д. В чем тут дело? И как быть человеку в такой ситуации,

когда он кается, а прекратить грешить не может?

 

Вы знаете, в замечательной книге блаженного Августина, которая так и называется – “Исповедь”,

есть слова, удивительно точно объясняющие эту ситуацию. Вот что он пишет:

“…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: – дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас.

Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочита

л утолить ее, а не угасить”.

Вот вам и ответ. Мы часто каемся, но душа наша привязана ко греху, грех остается для нас

привлекательным и желанным. А ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце. И если мы пришли

на исповедь для того, чтобы Бог избавил нас от греха, а сердце наше в это время кричит:

”Только не сейчас, Господи!” – то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно.

Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще… Чтобы мы рассмотрели его с разных

сторон, чтобы мы себя в этом грехе лучше увидели и поняли, наконец, сердцем – что же мы делаем.

Но каяться в таком грехе все равно необходимо. Ведь для того, чтобы покаяться на исповеди,

человеку нужно преодолеть барьер собственного стыда перед священником. Даже у Святых Отцов

есть такой принцип: если не осознаешь грех, подумай, что о нем придется говорить при человеке на

исповеди. Этот стыд часто оказывается целебным, потому что подразумевает внутренне усилие

кающегося. Видя этот труд, Господь дает нам возможность увидеть грех во всем безобразии и

возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние.

 

 

 

 

 

 

 

Таинство покаяния. https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainstva-tserkvi/tainstvo-pokayaniya/

Священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади в Москве.Перемена ума.

https://azbyka.ru/peremena-uma

Просмотров: 332 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0