Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Пятница, 20.04.2018, 02:25
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь обретения честной главы Св.Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2018 » Март » 12 » Справедливость и милость.
11:23
Справедливость и милость.

 

Есть в христианстве два тезиса, которые человеческому сознанию бывает

трудно, а порой и вовсе невозможно совместить друг с другом.

Первый – что Бог есть любовь. Второй – что определенная часть людей

(а возможно, что и большая их часть) в финале своего жизненного пути

отправится в вечную муку, которой не будет конца.

Здесь кроется неразрешимое для разума противоречие: с одной стороны Бог-

любовь создал людей. С другой стороны – Он, как Всеведущий, еще до начала

времен знал, какая плачевная участь ожидает тех из них, кто на Страшном Суде

окажется по левую сторону.

Это, конечно, очень больной вопрос для многих верующих людей, да и для

неверующих тоже. Для кого-то это вообще одна из основных причин отрицать

христианство и относиться к Церкви со скепсисом.

 

Как в Боге могут сочетаться любовь и справедливость?

  В большинстве рассуждений на эту тему мы просто проецируем на образ Бога

свой человеческий опыт, накопленный нами в общении друг с другом.

Мы пытаемся судить о Боге в меру своих представлений о себе

о своей любви, о своей справедливости, о возможности совмещения

этих двух качеств в собственной душе.

Но в человеке они противоположны друг другу.

 

Справедливость не делает скидки

для любимых, а любовь, наоборот – не может быть к ним справедливой.

Наверное, в этом корень проблемы – мы не можем увидеть такого совмещения

в себе и потому не верим, что оно возможно в Боге.

Естественный путь человеческого разума, боящегося вечных мучений и

подозревающего, что они приготовлены как раз для него, примерно таков:

«Бог ведь не может помиловать меня – такого плохого. Поэтому, давайте будем

считать, что он помилует всех вообще. Ну и меня тоже, со всеми заодно».

Так, почти рефлекторно рождается идея всеобщего спасения.

Между тем, в Священном Писании вполне определенно сказано, что спасутся

не все. И рассуждать подобным образом можно только вступая

в противоречие с текстом Библии.

Мысль же о возможных собственных вечных мучениях

оказывается настолько невыносимой, что человек неосознанно

стремится создать такую интеллектуальную модель, где ему

было бы уже прямо здесь и сейчас гарантировано вечное

спасение вместе с группой таких же счастливцев.

В сущности, обе эти теории имеют одну и ту же цель – успокоить мой

перепуганный разум. Все остальное – лишь аранжировка для этой генеральной

задачи. Ни на одном из этих направлений я нисколько не приближусь к

познанию истины, а лишь продолжу скатываться вниз по лестнице заезженных

рациональных спекуляций. И ее ступени, выщербленные бесчисленными

моими предшественниками, гарантированно приведут меня отнюдь не к Богу, а

к моим же собственным страхам и безосновательным надеждам.

Не думаю, чтобы на вопрос о любви и справедливости Божьей вообще можно

было ответить как-то однозначно и окончательно даже для себя.

 

Остается лишь держать баланс между страхом и надеждой.

И вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста, написавшего:

«У людей правда не соединяется с милостью. А у Бога не так, но с

правдой соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда

называется человеколюбием».

Есть очень старое изречение —

«Не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив,

ты давно был бы уже в аду».

Оно не имеет в виду, что Бог вообще несправедлив;

оно о том, что требовать себе справедливости —

значит требовать себе ада.

 

Спасение не есть вопрос справедливости

— давайте зарубим это себе на носу.

 

 

Спасение есть проявление любви, милости,

благости Бога к  неблагодарным и злым.

 

Бог не был должен делать что-либо для нашего

спасения, Его ничто к этому не обязывало и не вынуждало.

 

Когда Церковь говорит, что Христос «благоволил плотью взойти на Крест»,

имеется  виду ровно это — «благоволил», по своей доброй и непринуждённой

воле, «во плоть облёкся, был распят и погребён, за нас,

неблагодарных и злонравных».

 

В Иисусе Христе Бог стал человеком и принял муку и смерть ради спасения

Своих распинателей, тех, кто каждый день оскорбляет Его, тех, кто смеётся над

Его любовью и с упорным высокомерием отвергает Его милость.

Он послал Апостолов на проповедь, Он создал Церковь, Он учредил Таинства,

Он неустанно печётся о Вашем и моем спасении.

Бог благ и ни с кем не обойдётся дурно и несправедливо.

Но если у них есть надежда — то она связана только с милостью Бога, а не с

Его справедливостью. Я знаю, что никоим образом не заслужил спасения —

я не заслужил того, что Христос за меня умер, а Церковь донесла до меня Его

спасительное послание, Его прощение, Его Тело и Его Кровь.

Я не заслужил возможность услышать Благую Весть, уверовать и спастись.

Никто не заслужил, а я особенно.

Мы согрешили, и продолжаем грешить, а Христос умер за наши грехи.

Мы постоянно противимся Ему, а Он настойчиво  призывает нас на путь

спасения. Мы должны принять милость Божию именно как милость —

которую мы ни в коем случае не заслуживаем, но в которой отчаянно

нуждаемся. А иначе ее принять невозможно.

 

"Во Царствии Божием будет поразительное примирение и

справедливость, милость и истина сопрягутся, восторжествуют в

этом мире. Нашему человеческому сознанию этого не понять,

но в Откровении Божием это открывается."

 

 

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Слушать здесь    http://pravoslavie.ru/podcasta/Milost_oTihon-79eb4a.mp3

 

 

 

 

ТКАЧЕНКО Александр

ХУДИЕВ Сергей

Просмотров: 45 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0