Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Четверг, 25.04.2024, 21:25
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2015 » Сентябрь » 29 » Спешите делать добро!
10:39
Спешите делать добро!

Слова «Спешите делать добро» принадлежат старшему врачу московских тюремных больниц

Федору Петровичу Гаазу (Friedrich-Joseph Haass ) (1780–1853).

Взяты они из его книги «Appel aux femmes» («Призыв к женщинам»), написанной по-французски и вышедшей уже после его смерти.

Сам доктор Гааз неутомимо следовал этому принципу до конца жизни. «Предавшись заботе об участи арестантов с неиссякающей любовью и неустанной энергией.

Гааз оставил постепенно свою врачебную практику, роздал свои средства и, совершенно забывая себя, отдал все свое время и все свои силы на служение “несчастным”, сходясь во взгляде на них с воззрением простого русского человека» (А.Ф. Кони).

Он организовал тюремную больницу и школы для детей арестованных. В течение последних 20 лет он проходил несколько верст по Владимирскому тракту с каждой группой арестантов, оказывая им помощь и утешая.

Затем он переписывался с ними, посылал религиозно-нравственную литературу. «Гааз жил в полном одиночестве, весь преданный делу благотворения, не отступая ни пред трудом, ни пред насмешками и уничижением, ни перед холодностью окружающих и канцелярскими придирками сослуживцев» (А.Ф. Кони). Жизнь ради других он считал настоящим счастьем.

В письме своему воспитаннику Н.А. Норшину он писал:

«Я, кажется, уже неоднократно высказывал Вам свою мысль, что самый верный путь к счастию не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми.

Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них,

не бояться труда, помогая им советом и делом, – словом, любить их,

причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться».

Этот человек является украшением немецкой и русской земли. Он воспринимается как праведник и Православной и Католической Церквями. Именно в России во всей глубине и красоте проросли семена христианского воспитания, полученные им в детстве. Христианское сострадание к ближним привело к тому что из богатого человека, каковым он стал в России он превратился в бедняка, спешащего каждую свою копейку обратить на помощь заключенным и самым бедным людям. Несомненно, общество его восприняло как юродивого.

Кроме традиционных способов помощи бедным Гааз пользовался и весьма своеобразными, подбрасывая кошельки, как свт. Николай Мирликийский.

Доктор делал это тайно, но несколько раз был узнан по высокому росту (180 см)

и старой волчьей шубе, что и позволило зафиксировать этот эпизод в его биографии.

Он стал именно совестью и ярким христианским примером своей эпохи. К нему благоговейно относился святитель Московский Филарет. Он приезжал к умирающему доктору и прочитав его завещание обнял его и сказал: "Господь благословит тебя, Федор Петрович. Истинно писано здесь, благодатна вся твоя жизнь, благодатны твои труды. В тебе исполняется реченное Спасителем: «Блаженны кроткие... Блаженны алчущие и жаждущие правды... Блаженны милостивые... Блаженны чистые сердцем... Блаженны миротворцы...». Укрепись духом, брат мой, Федор Петрович, ты войдешь в Царствие Небесное..."

Святитель Филарет позволил совершать заупокойные богослужения о новопреставленном докторе, не взирая на его католическое исповедание. В последний путь „святого доктора“, как прозвали его в народе, провожали со скорбью 20 тыс. человек. На могильном камне благодарными почитателями доктора были высечены слова „спешите делать добро“.

Эти слова как, завещание выстраданное все жизнью этого удивительного человека, обращены сегодня к нам.

Несмотря на то, что более 150 лет с нами нет этого человека, его жизненный пример вдохновляет нас на то, чтобы наша христианская жизнь украшалась делами веры, без которых он будет мертва.

Почему надо спешить делать добро?

Во-первых, в стремлении быстро делать добро обнаруживается благое устроение души. Она имеет готовность и решимость в любое время проявить любовь к ближним. Псалмопевец говорит: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои» (Пс. 118: 60). Деятельно любить всех – основополагающая заповедь. Кто не медлит исполнять Божии заповеди, тот спешит делать добро. Так же и апостол Павел пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству» (Евр. 6: 1). Спешить к совершенству – значит спешить к деятельному милосердию, ибо не стяжавший эту добродетель не может быть совершенным христианином.

Во-вторых, человек должен спешить делать добро потому, что в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная любовь и проявление милосердия требуют не только трудов, но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми благами и засасывает человека, как зловонное болото. Поэтому зло умножается в мире. «В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра…

А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, – не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло» (Паисий Святогорец, старец. С любовью и болью о современном человеке. Слова. М., 2002. Т. 1. С. 29). Поэтому надо спешить делать добро. Есть замечательное изречение Публилия Сира: «Bis dat, qui cito dat» («Вдвойне дает тот, кто даст быстро»).

И в-третьих. Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать драгоценное время.

Эту заповедь дал нам апостол Павел: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5: 15–16). По толкованию блаженного Иеронима, «делая добро, искупаем время и делаем его собственным, вместо того чтобы продать его злу. Мы искупаем время, когда дни злые превращаем в добрые и делаем их из века сего днями века будущего». В русском языке есть страшное (в духовном смысле) выражение – «убить время».

Откладывая какое-нибудь доброе дело, мы можем его не успеть сделать, ибо не знаем часа своей кончины: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс. 102: 15–16).

На пути встает не только явное зло, но и равнодушие людей. Последние для оправдания себя стремятся обесценить добро или даже осмеять его. Равнодушие есть результат неверия, но и среди тех, кто считает себя верующим, немало равнодушных. В притче о милосердном самарянине такими оказались священник и левит. Оба прошли по дороге, не оказав помощь пострадавшему от разбойников.

В наше время равнодушие стало массовым недугом. Примеров можно приводить много.Но есть и немало равнодушных.

Нарастание равнодушия в наше время является признаком приближающейся кончины времен (см.: Мф. 24: 12).

Именно поэтому надо неустанно делать добро. К этому призывает апостол Павел:

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10).

 

Иеромонах Иов (Гумеров)

Протоиерей Сергий Бабурин.

Просмотров: 564 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0