Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Четверг, 28.03.2024, 09:53
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2017 » Май » 17 » Семь смертных грехов.
21:43
Семь смертных грехов.

 

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

                                                                                                                         Преподобный Исаак Сирин

 

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут

нас погубить на самом деле.

 

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов»
 
отнюдь не указывает на некие семь поступков,
 
которые бы являлись самыми тяжелыми грехами.
 
В действительности список таких поступков может быть намного длиннее.
 
А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов
 
в семь основных групп.
 
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий
 
в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая
 
классификация, насчитывающая не семь,
 
 
Страстью называется навык души, который сформировался в ней
 
от многократного повторения одних и тех же грехов
 
и стал как бы природнымее качеством — так, что человек не может
 
избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему
 
уже не удовольствие, а мучение.
 
Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке
 
как раз и означает — страдание.
 

Иероним Босх(ок. 1460 -1516)  Семь смертных грехов

 

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого:

«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-

христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то

определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность

и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона.

Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу

и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек

после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от

Него; всякий такой грех есть грех смертный.

…Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает

Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не

совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление

деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы

новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют,

что смертный грех есть тот, который изменяет

центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой

души от Бога — это смерть души.

Без благодатной связи со своим Создателем душа

мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни

в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь

или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую

таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих

смертоносных ловушек.

А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом

остается возможность спасения.

 

И.Босх.Воз сена.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да

не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому

призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во

Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25).

Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех

обратится в навык!»

 

Семь смертных грехов

 

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за

ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого

происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до

того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым,

благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается

предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего:

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6).

Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость,

однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений

о своей предпочтительности».

                                                                                       Свт. Василий Великий

 

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами,

подлинными или мнимыми.

Овладев человеком, она отсекает его сначала от

людей малознакомых, потом — от родных и друзей.

И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг

окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник

собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной

радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого

человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем,

под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и 

даже к простому искреннему общению.

 

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет

не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного

бесчестным,богатого — убогим, счастливого — несчастным.

Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

                                                                          Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для

самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших

и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому

человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или

конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику?

Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто

преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его

страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще

большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

 

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида:

один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа;

другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей;

третий хочет лакомой пищи.

Против этого христианин должен иметь троякую осторожность:

ожидать определенного времени для принятия

пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

                                                     Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку.

Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным

столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса,

в предпочтении изысканных блюд простой пище.

С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом —

пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для

другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела,

превратившись в вожделенную цель жизни души.

 

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

 


Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что

вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали

(молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии

думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую

женщину он не может смотреть иначе, как на самку.

Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно

желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или,

вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата,

до которого доходит человек».

                                              Священномученик Василий Кинешемский

 

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека

вопреки естественному способу их осуществления в браке.

Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные

извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке.

Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения.

Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр

порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание

похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке

фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают

и телесные грехи блуда.

 

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет.

Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам

себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как

в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так

неприятен, что же делается в его бедной душе?

…Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека!

Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

                                                                        Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен.

А между тем  гнев — естественное свойство человеческой души,

вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного

и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом

и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам.

Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства —

все это дела неправедного гнева.

 

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под

видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти

множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги,

потому что ими можно всё доставать».

                                                                              Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно

богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить.

Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий —

все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании

вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном,

непреодолимом желании ими обладать.

 

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной

и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что

находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому,

чего ей недостает».

                                                                                                  Евагрий Понтийский

 

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил,

соединенное с крайним пессимизмом.

Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие

глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности

(эмоционально окрашенного стремления к действию) и  воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений,

а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней,

преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на

свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без

«двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся

планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы

«тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое

следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам

и радостям, в то время как даны они нам были для устремления

к радостям небесным.

__________________________________

 

8 главных страстей по учению святителя

Игнатия Брянчанинова.

 

 

В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель

Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их

подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви.

Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого,

включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.

 

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь

к плоти — из этого следует самолюбие, неверность Богу).

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых

помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств

(особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи

блудные естественные и противоестественные).

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться,

размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения

старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие,

неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам,

суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим,

воровство, разбой).

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения,

возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор.

Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение,

ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на

ближнего).

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение

в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие,

нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве,

оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность

в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание,

празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение,

лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание

земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать

грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание,

прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего,

бессовестность, переменчивость нрава).

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость,

омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие,

лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение

еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество,

потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал —

смерть души).

 

 

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884  г и произведения И.Босха.

ТКАЧЕНКО Александр

Просмотров: 719 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0