Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 24.04.2024, 17:33
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2019 » Май » 27 » Притчи Христовы с толкованием. Ч.3 О горчичном зерне и закваске.
19:53
Притчи Христовы с толкованием. Ч.3 О горчичном зерне и закваске.

 

Притча о горчичном зерне.

 

 

" Иную притчу предложил Он им, говоря:



 Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял

 

и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет,

 

бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы

 

небесные и  укрываются в ветвях его".

                                                                                                                                                               (Мф. 13:31-32)


"И сказал: чему уподобим Царствие Божие?

 

или какою притчею изобразим его? 


Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех

 

семян на земле; 


а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие

 

ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные".

                                                                                                                                                                  (Мк. 4:30-32)



Семена этого растения считались целебными, и потому само растение было

каждому известно.Зернышки горчичных семян так малы, что у евреев была

поговорка: «Мал, как горчичное семечко». 

 


Черная горчица и в диком, и в культивированном состоянии часто достигает

высоты 8–12 футов, на это растение часто садятся разные маленькие птички,

которые порхают по его тонким веткам, выщипывая семя, ими любимое. 

 

 

Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать

 

апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их,

 

подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна

 

принести богатые  всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная

 

для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы

 

небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.

 

В притче дается образ умножения Церкви и распространения

 

апостольской  проповеди.

 

 

Святитель Иоанн Златоуст.
 

В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит,

спасается только одна; 


притчею же о плевелах пояснено, что и этой четвертой части посеянного угрожает

 

большая опасность от плевел. 

 

(Эту притчу с толкованием можно прочитать  по этой ссылке) 

 

http://pravmirstr.ucoz.ru/news/pritchi_khristovy_s_bogoslovskim_tolkovaniem_ch_2_pritcha_o_sejatele/2019-05-18-611


Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей,

могущих спастись. 


Поэтому-то Господь и предлагает им притчу о горчичном зерне.


Зерно это, будучи меньше всех семян на земле, становится, когда всходит, больше всех

 

злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы

 

небесные 

 

                                                                                               (Мк. 4, 31, 32). 


То же самое будет и с проповедью. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех

 

униженнее, но так как сила, в них сокрытая, была велика, то проповедь Евангельская

 

распространилась по всей вселенной.

 

Горчичное зерно означает Иисуса Христа. Птицы небесные стоят за всех

 

искупленных верующих.


Высокое горчичное дерево - это изображение Иисуса Христа,

 

который сидит по правую руку от Бога. 


Гнездование означает безопасность и уверенность от веры в Иисуса Христа.



Горчичное семя,принятое внутрь, производит теплоту; так и благодатное слово

 

Божие,воспринятое сердцем,согревает его.

 

Святитель Феофилакт Болгарский.


"Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно

 

хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и

 

обличительнымибо в таком случае ты делаешься больше "зелени",

 

то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным,

 

так что и птицы небесные, то есть ангелы,

 

будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. 

 


Ибо и они радуются о праведных."

 

Притча о закваске.

 

"Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске,

которую  женщина, взяв, положила в три меры муки,

доколе не вскисло все". 



                                                                  (Св. Евангелие от Матфея 13:33)

 

Закваска муки - это то, что придает силу множеству своего рода.

 

Господь сравнил Себя с  этой закваской, взяв которую, женщина, а именно синагога,

 

скрыла осуждением смерти, утверждая, что закон и пророки нарушены Евангелиями.

 

Но, засыпав это тремя частями муки, то есть равными частями закона, пророков,

 

Евангелий, Он делает все одним, чтобы установленное законом и возвещенное пророками

 

само исполнилось с помощью Евангелий. И все это совершается Духом Божиим и Его

 

силой и мыслью, и не будет ничего иного, заквашенного [кем-то] другим и отличного от

 

равных частей муки.

 

Прп. Антоний Великий считал,что

 

"Разумею, что слово о Боге в притчах (сравнениях) имеет два плана.

 

Сначала мы должны узнать само то, что рассказано, а затем вывести смысл. 

 

Думаю, что закваска – это учение и соответствующая ему вера.

 

Господь, сравнивая, называет Своей женой Церковь, которую Он возлюбил, как и

говорит  святой Апостол.

 

Три меры муки – три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет: от них после потопа как раз

 

произошли все народы, которые теперь собраны в Церкви,

 

и начало проповедания   для них – вера.

 

С закваской смешалась вся мука чужих народов – три умопостигаемые меры, родившиеся

 

от Ноя, смешались для благочестия. 

 

Прав. Иоанн Кронштадтский.

 

Царство Небесное подобно закваске, которая способна ничтожным количеством своим

 

заквасить множество растворенной муки. Так и было, и есть.

 

Двенадцать апостолов (очень незначительная закваска для такого количества людей,

 

как весь мир) обратили к Царству Христову весь мир.

 

Блж. Феофилакт Болгарский.

 

Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов.

 

Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете

 

весь мир, хотя и немного будет вас.

 

Сата - это была у иудеев мера, подобно как и в Греции имеются хиниксы или декалитры.

 

Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя сатами три силы души - ум,

 

чувство и волю, под женою же - душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах,

 

смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее. Нам должно всецело закваситься

 

и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит:

 

«доколе не вскисло все».

 

В притче  данного стиха и дальнейших изображаются внутренняя сила и

 

влияние на людей Царства, его внутренний рост.


Прежде всего, это изображается под видом закваски, которую женщина, чтобы

 

 

испечь хлебы, положила в три меры муки. 

 


Образ настолько обычный и всем знакомый, что не нуждается в объяснении.



Пекарская закваска стала образом Божиего Царства.

***

Священник Константин Пархоменко.

Сначала – что такое закваска? Это кусочек теста, оставшийся от предыдущей выпечки хлеба.
Такой забродивший кусочек теста клали в горшок, в воду, и оставляли до следующего дня. На следующий день его растворяли в воде и добавляли это в квашню, к новому тесту. Эта закваска заквашивала все тесто. От теста отделяли опять небольшой кусочек и клали в воду, а из остального теста пекли хлеб.

Несмотря на необходимость иметь в каждом доме свою закваску (а ее сохраняли день ото дня многие годы и никому без серьезной нужды не давали), закваска была символом порчи, разложения. У евреев вообще все, находившееся в состоянии гниения, какого-то изменения, считалось нечистым.

Так, например, закон Моисея запрещал использование закваски в хлебе в дни Пасхи и в праздник Опресноков. В эти дни использовался не кислый, а пресный хлеб. Эта заповедь была дана евреям, чтобы те помнили свое поспешное бегство из Египетского плена. Тогда, в поспешности, они не смогли приготовить, как полагалось, тесто и питались пресными лепешками.
Книга Левит (10, 12) указывает, что для приношения на жертвенник хлеба в Храм также нужно брать пресный хлеб (мацу).

Поэтому, когда в устах Христа закваска будет употребляться с негативным значением, это будет совершенно в русле общих представлений той культуры. Господь Иисус Христос предостерегает от закваски Иродовой, саддукейской и фарисейской (Мф. 16:6)(Мк. 8:15), подразумевая под ней развращающие мысли, пагубное влияние на простых людей этих лжецов и лицемеров. Мы знаем, что даже небольшое количество дурного влияния может развратить, в общем, неплохого человека. Именно поэтому Спаситель боялся, как бы влияние этих обманщиков Его времени не соблазнило и не отвратило от Спасения простой доверчивый народ.

Потом, например, о «закваске порока и лукавствия» будет говорить Ап. Павел, предупреждая христиан, что, если те будут слушать разных еретиков, грешников и прочих обманщиков, они могут сбиться с истинного духовного курса, ибо «малая закваска заквашивает все тесто» 
(Гал. 5:9).

Однако однажды Христос шокирует слушателей, придавая закваске другое значение.

Он сравнивает закваску с действием Духа Святого, преображающего мир и нашу жизнь. Помните этот отрывок? «Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:20-21). Думается, что Спаситель специально использует этот невероятный для евреев пример, чтобы показать: то Царство Божие, которое неприметно приходит на землю и уже сейчас приоткрывается в деятельности Иисуса, абсолютно не похоже на все то, чего ожидали евреи. Это нечто настолько головокружительно новое, что даже терминологию нужно подобрать неожиданную.
 

«Три меры» – три саты. Сата – это мера, составляющая одну еврейскую эфу, равняющуюся полутора римским модиям – примерно 13 л, по старинному талмудическому определению, такая мера, в которую можно было положить 432 яйца. 

 

 

 

 

Просмотров: 727 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0