Притча о горчичном зерне.
" Иную притчу предложил Он им, говоря:
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял
и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет,
бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы
небесные и укрываются в ветвях его".
(Мф. 13:31-32)
"И сказал: чему уподобим Царствие Божие?
или какою притчею изобразим его?
Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех
семян на земле;
а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие
ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные".
(Мк. 4:30-32)
Семена этого растения считались целебными, и потому само растение было
каждому известно.Зернышки горчичных семян так малы, что у евреев была
поговорка: «Мал, как горчичное семечко».
Черная горчица и в диком, и в культивированном состоянии часто достигает
высоты 8–12 футов, на это растение часто садятся разные маленькие птички,
которые порхают по его тонким веткам, выщипывая семя, ими любимое.
Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать
апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их,
подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна
принести богатые всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная
для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы
небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.
В притче дается образ умножения Церкви и распространения
апостольской проповеди.
Святитель Иоанн Златоуст.
В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит,
спасается только одна;
притчею же о плевелах пояснено, что и этой четвертой части посеянного угрожает
большая опасность от плевел.
(Эту притчу с толкованием можно прочитать по этой ссылке)
http://pravmirstr.ucoz.ru/news/pritchi_khristovy_s_bogoslovskim_tolkovaniem_ch_2_pritcha_o_sejatele/2019-05-18-611
Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей,
могущих спастись.
Поэтому-то Господь и предлагает им притчу о горчичном зерне.
Зерно это, будучи меньше всех семян на земле, становится, когда всходит, больше всех
злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы
небесные
(Мк. 4, 31, 32).
То же самое будет и с проповедью. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех
униженнее, но так как сила, в них сокрытая, была велика, то проповедь Евангельская
распространилась по всей вселенной.
Горчичное зерно означает Иисуса Христа. Птицы небесные стоят за всех
искупленных верующих.
Высокое горчичное дерево - это изображение Иисуса Христа,
который сидит по правую руку от Бога.
Гнездование означает безопасность и уверенность от веры в Иисуса Христа.
Горчичное семя,принятое внутрь, производит теплоту; так и благодатное слово
Божие,воспринятое сердцем,согревает его.
Святитель Феофилакт Болгарский.
"Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно
хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и
обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше "зелени",
то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным,
так что и птицы небесные, то есть ангелы,
будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь.
Ибо и они радуются о праведных."
Притча о закваске.
"Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске,
которую женщина, взяв, положила в три меры муки,
доколе не вскисло все".
(Св. Евангелие от Матфея 13:33)
Закваска муки - это то, что придает силу множеству своего рода.
Господь сравнил Себя с этой закваской, взяв которую, женщина, а именно синагога,
скрыла осуждением смерти, утверждая, что закон и пророки нарушены Евангелиями.
Но, засыпав это тремя частями муки, то есть равными частями закона, пророков,
Евангелий, Он делает все одним, чтобы установленное законом и возвещенное пророками
само исполнилось с помощью Евангелий. И все это совершается Духом Божиим и Его
силой и мыслью, и не будет ничего иного, заквашенного [кем-то] другим и отличного от
равных частей муки.
Прп. Антоний Великий считал,что
"Разумею, что слово о Боге в притчах (сравнениях) имеет два плана.
Сначала мы должны узнать само то, что рассказано, а затем вывести смысл.
Думаю, что закваска – это учение и соответствующая ему вера.
Господь, сравнивая, называет Своей женой Церковь, которую Он возлюбил, как и
говорит святой Апостол.
Три меры муки – три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет: от них после потопа как раз
произошли все народы, которые теперь собраны в Церкви,
и начало проповедания для них – вера.
С закваской смешалась вся мука чужих народов – три умопостигаемые меры, родившиеся
от Ноя, смешались для благочестия.
Прав. Иоанн Кронштадтский.
Царство Небесное подобно закваске, которая способна ничтожным количеством своим
заквасить множество растворенной муки. Так и было, и есть.
Двенадцать апостолов (очень незначительная закваска для такого количества людей,
как весь мир) обратили к Царству Христову весь мир.
Блж. Феофилакт Болгарский.
Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов.
Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете
весь мир, хотя и немного будет вас.
Сата - это была у иудеев мера, подобно как и в Греции имеются хиниксы или декалитры.
Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя сатами три силы души - ум,
чувство и волю, под женою же - душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах,
смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее. Нам должно всецело закваситься
и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит:
«доколе не вскисло все».
В притче данного стиха и дальнейших изображаются внутренняя сила и
влияние на людей Царства, его внутренний рост.
Прежде всего, это изображается под видом закваски, которую женщина, чтобы
испечь хлебы, положила в три меры муки.
Образ настолько обычный и всем знакомый, что не нуждается в объяснении.
Пекарская закваска стала образом Божиего Царства.
***
Священник Константин Пархоменко.
Сначала – что такое закваска? Это кусочек теста, оставшийся от предыдущей выпечки хлеба.
Такой забродивший кусочек теста клали в горшок, в воду, и оставляли до следующего дня. На следующий день его растворяли в воде и добавляли это в квашню, к новому тесту. Эта закваска заквашивала все тесто. От теста отделяли опять небольшой кусочек и клали в воду, а из остального теста пекли хлеб.
Несмотря на необходимость иметь в каждом доме свою закваску (а ее сохраняли день ото дня многие годы и никому без серьезной нужды не давали), закваска была символом порчи, разложения. У евреев вообще все, находившееся в состоянии гниения, какого-то изменения, считалось нечистым.
Так, например, закон Моисея запрещал использование закваски в хлебе в дни Пасхи и в праздник Опресноков. В эти дни использовался не кислый, а пресный хлеб. Эта заповедь была дана евреям, чтобы те помнили свое поспешное бегство из Египетского плена. Тогда, в поспешности, они не смогли приготовить, как полагалось, тесто и питались пресными лепешками.
Книга Левит (10, 12) указывает, что для приношения на жертвенник хлеба в Храм также нужно брать пресный хлеб (мацу).
Поэтому, когда в устах Христа закваска будет употребляться с негативным значением, это будет совершенно в русле общих представлений той культуры. Господь Иисус Христос предостерегает от закваски Иродовой, саддукейской и фарисейской (Мф. 16:6); (Мк. 8:15), подразумевая под ней развращающие мысли, пагубное влияние на простых людей этих лжецов и лицемеров. Мы знаем, что даже небольшое количество дурного влияния может развратить, в общем, неплохого человека. Именно поэтому Спаситель боялся, как бы влияние этих обманщиков Его времени не соблазнило и не отвратило от Спасения простой доверчивый народ.
Потом, например, о «закваске порока и лукавствия» будет говорить Ап. Павел, предупреждая христиан, что, если те будут слушать разных еретиков, грешников и прочих обманщиков, они могут сбиться с истинного духовного курса, ибо «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5:9).
Однако однажды Христос шокирует слушателей, придавая закваске другое значение.
Он сравнивает закваску с действием Духа Святого, преображающего мир и нашу жизнь. Помните этот отрывок? «Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:20-21). Думается, что Спаситель специально использует этот невероятный для евреев пример, чтобы показать: то Царство Божие, которое неприметно приходит на землю и уже сейчас приоткрывается в деятельности Иисуса, абсолютно не похоже на все то, чего ожидали евреи. Это нечто настолько головокружительно новое, что даже терминологию нужно подобрать неожиданную.
* «Три меры» – три саты. Сата – это мера, составляющая одну еврейскую эфу, равняющуюся полутора римским модиям – примерно 13 л, по старинному талмудическому определению, такая мера, в которую можно было положить 432 яйца.
|