Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Пятница, 26.04.2024, 00:47
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2015 » Ноябрь » 9 » О промысле Божьем.ч 2.
11:18
О промысле Божьем.ч 2.

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены»

(Мф. 10, 29-30)
 

«Промысл Божий – это действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения».

«Суть не в том, чтобы человек живой остался, а чтобы не умер без покаяния. Смерть сама по себе не есть зло – зло есть смерть во грехах»…

Никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силен и добр, чтобы из всякаго злого дела производить доброе последствие.Бог все обращает к благу - даже наши грехи.

Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордость и другие страсти, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности.

Преподобный Паисий Святогорец:

"Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает одно только добро, но по три-четыре добра вместе. И злу Он никогда не попускает случиться, если из него не произойдет много добра".

О. Валентин Свенцицкий, отвечая на вопрос: «В чем же выражается Божественный Промысл при попущении Богом злых деяний?» - говорит: «В том, что Господь промыслительно содействует пережить их во благо нашего спасения».

Как следует думать о болезнях и несчастиях.

Из святоотеческого учения о промысле следует, что все несчастия и болезни надо принимать, как лекарства, посланные нам от Бога для нашего спасения.

Св. Иоанн Тобольский говорит, что все несчастия и бедствия происходят по воле Божией:

«Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким способом. Начало зла (в собственном смысле) есть грех. В каждом грехе заключается: 1) причина, его производящая, и 2) ея неизбежныя последствия - исправление наказанием. Причина греха есть лживость или своеволие горделиваго грешника; наказания же вообще (как исправительныя, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения онаго. Итак: если мы из понятия греха отбросим его причину - лживость и своеволие, то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы Ему неугодно. Как горести греховныя частнаго человека, так и мирския, обыкновенно называемыя естественными, бедствия, как-то: голодовки, засухи, моровыя поветрия и тому подобныя, часто не имеющия непосредственнаго отношения ко греху частнаго лица, происходят по воле Божией. А потому все бедствия и горести человеческия положительно происходят по воле Божией ради достижения праведных целей промысла Божия; один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру, или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли, или его свободы.

  Святые отцы учат, что и обиды, причиняемые нам людьми, надо принимать как посланные от Бога спасительные лекарства, и не винить, не ненавидеть обижающих нас, но напротив, видеть в них своих благодетелей, показывающих нам наши страсти и немощи, чтобы мы могли исправиться.

Св. Иоанн Тобольский:

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенныя им обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели.

Что разорительныя войны и прочия беды происходят не без воли Божией, дело ясное; но отсюда не следует еще, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией.

Объясним это на примере болезни: по какой бы непосредственной причине не началась она, нет никакого сомнения (как замечено уже выше), что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни. И когда он уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь. Так смиренно разсуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя еще в болезни. Но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя бы для облегчения болезни. Безгрешность врачевания доказывается и тем еще, что если Богу не угодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы. Таким же образом должно разсуждать о врагах и войнах».

Непосильных искушений не попускает Бог

О. Валентин Свенцицкий:

По церковному учению, активная Божественная воля, попускающая зло, всегда пресекает действие на нас злой воли, через которое создается непосильное искушение. Божественный Промысл попускает зло только потому, что оно может быть пережито во благо нашего спасения и потому не допускает зла "непосильного". Если зло попущено Богом - это всегда значит, что оно для нашей жизни, для нравственной задачи посильно. А потому и каждый человек, не переживший его во благо, - согрешает, и сам за это несет ответственность перед Богом. Церковь не знает "непосильных искушений". В слове Божием говорится прямо: "...верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил..." (1 Кор. 10, 13).

Православное понимание промысла Божия исключает существование случайности.
Все в жизни человека бывает не случайно, а посылается нам от Бога, как сказано апостолом: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 17).

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

Судьба, рок

В языческие времена в Риме и Греции люди веровали в судьбу и рок. Многие и поныне верят в это.

Православное понимание промысла Божия не соглашается с мнением блаженного Августина и некоторых протестантских богословов об индивидуальном предопределении каждого человека к той или иной участи. Бог всех людей предопределил к спасению и не существует ни единого человека, который бы был предопределен к погибели. Именно о предопределении к спасению говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8, 29-31).

Еще более ясно о предопределении исключительно ко спасению говорит Павел в Послании к Ефесянам: «Он избрал нас... прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В нем мы и сделались наследниками, быв предназначенными к тому» (Еф.1, 4-5,11).

Священное Писание говорит, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди:
«угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».(1 Тим. 2, 4)


Против понятий "судьба" и "рок" решительно выступал в своих проповедях и сочинениях св. Иоанн Златоуст.

Он говорит: "Если же есть рок, то нет суда; если есть рок, то нет веры; если есть рок, то нет Бога; если есть рок, то нет порока; если есть рок, то напрасно, все без пользы делаем и терпим: - нет похвалы, нет порицания, нет стыда, нет позора, нет законов и нет судилищ." "Не будем приписывать управление миром демонам; не будем думать, что о настоящих делах никто не промышляет; не будем противопоставлять промыслу Божию тиранию какого-то рока или судьбы. Все это преисполнено богохульства".

Очевидно, что над человеком не довлеет рок, но его жизнь в этом мире и в будущей вечности зависит от него самого, от его свободного выбора и действия его свободной воли, при помощи Бога, желающего ему спасения и устраивающего в его жизни всё так, чтобы он мог спастись. 

Бог при этом не принуждает человека, не ограничивает его свободной воли, но и не отступает абсолютно перед противящейся Ему человеческой волей, но, соглашаясь со свободным выбором человека, продолжает призывать его к Себе, ожидая покаяния и ответной любви.

О. Валентин Свенцицкий пишет о сочетании свободы человека и промысла Божия:

«Господь дал человеку свободу. И не механическим путем, превращая человека в автомат и тем лишая все его поступки морального содержания, ведет его Господь ко спасению. Господь дал человеку свободу для того, чтобы он сам избрал себе путь спасения, и этим бы сделалось возможным его свободное соединение с Божеством в вечной жизни. И если человек избирает путь зла, то есть отхождения от Бога, - это не есть активное выражение Божественной воли.

«Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы».
(Лосский В.Н.)

Так, св. Иоанн Тобольский пишет о том, что нам необходимо и самим трудиться ради нашего спасения:

«Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческаго желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: от всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам».

Промысл Божий и благодать

Существует различие между понятиями промысла Божия и Божией благодати.

Промыслом называем Божию силу в мире, поддерживающую бытие мира, его жизнь,

в том числе бытие и жизнь человечества и каждого человека;

а благодатью - силу Духа Святого, проникающую во внутреннее существо человека,

ведущую к его духовному совершенствованию и спасению.
(Прот. Михаил Помазанский).

Преп. Иоанн Лествичник:

"Иное есть Промысл Божий, иное – Божия помощь, иное – хранение, иное – милость Божия и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу, а утешения – любящие Его".

***

                                                    Промысл Божий в нашей жизни.

По мнению отца Иоанна (Крестьянкина), современные люди участвуют в церковной жизни,   подвергая всё анализу и  доверяя скорее разуму, а не сердцу. По слову старца, человек входит в Церковь  «но больше умом, а вера - это нечто другое, в чем участвует весь человек и в первую очередь сердце.

Я вырос в иной среде, вокруг жили верой все люди. Теперь труднее – живой веры даже у священнослужителей не вдруг увидишь». С опасением он рассуждает о духовном развитии человечества: « Уходят в мир иной Божии люди, те, кто своей жизнью засвидетельствовал, что они истинно Божии. И таких людей остается все меньше, и пустеет мир. А что скажет о себе следующее поколение, еще неясно, но пока жизнь не утешает благими ожиданиями. Жить все труднее, и именно потому, что оскудевает мир  Божиими людьми».

Промысел Божий в нашей жизни

Очень часто люди не замечают Промысел Божий и не верят в него, надеясь исключительно на свои силы.

Отец Иоанн (Крестьянкин) отмечает: « Некто знает о всех наших заботах. От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. Он знает, что заботы причиняют страдания. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает взять на Себя все наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить все то, что тяготит нас. Он хочет  послать нам помощь. Поэтому передай Ему все твои заботы. Возблагодари  Его, что Он все берёт  на Себя и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые  сегодня печалят тебя. Таким образом, твоё сердце исполниться  миром».

Промысел Божий  скрыт от нас, поэтому мы не всегда понимаем каким образом он действует и меняет нашу жизнь. Старец обращает внимание на то, что Господь знает, что нужно человеку для спасения души. По его утверждению, люди должны иметь внутреннюю готовность исполнять волю Божию, доверяя Его промыслу.

«Вера не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется - вера истинная свидетельствует в благонадежии на Бога и в принятии от Него  всего того, что Он благоволит  послать для нас на нашем жизненном пути. Наш критерий добра и счастья не всегда совпадает с Божиим благожеланием для нас, а потому молитесь и  благодарите Бога за всё, без страха идя по жизни в землю обетованную».

Игумен  Никон  (Воробьёв) пишет: «Немощь душевная у нас так велика, что одолевает маловерие в Промысл Божий, укрепляется же вера человека через делание заповедей, искушения, сознание своей немощи и бессилия и получение помощи Божией, когда исчезает всякая надежда на помощь человеческую».

В одном из своих писем архимандрит Иоанн Крестьянкин советует своему духовному чаду  доверить свою жизнь Богу и надеяться на Его помощь:

«Вы же руководствуетесь сиюминутным впечатлением, не опускаясь  в глубины Божиих судеб, Священным Писанием и всей историей Церкви свидетельствующих о них. И я не успокою Вас ни убеждением, ни примерами, ни собственным опытом, потому что нет в душе Вашей главного источника спокойствия – твёрдой и несомненной веры в Промысел Божий  и в то, что главой и корчмим Церкви является Сам Христос. А у Вас всё же всё и во всём сомнение.

Что же, Господь или ошибается, или вовсе не правит миром? А истинные радетели о Церкви лишь те, кого занесло в неё ветром  «свободы»? Мне же на Ваши вопросы, заданные в письме, ежедневно отвечает дневное евангельское и апостольское чтение, и возникает у нас недоуменный вопрос: неужели отец К. не читает Писание, неужели только на современную периодику уходят у него все  силы души, ума и сердца?!

Промысел Божий в нашей жизни

То,что происходит в мире- не открытие , всему сему надлежит быть , и Второе Пришествие близится , а люди будут по обетованию спасаться до последних дней мира. Один - спасаться, другие - погибать. И главное в их делании спасительное- сохранить веру. Вот о вере своей и о вере тех, кто вверен нашему попечению, болезновать бы нам душой и сердцем. На все времена звучит:  вера твоя спасла тебя, иди в мире, по вере вашей да будет вам.

Нет веры, нет и мира. Каждый по вере своей cпасается на своем  поприще.

Человеческие ошибки - мои, Ваши, синодалов. Но ин суд Божий, ин суд человеческий. А как чисто то, что разгоряченному уму кажется ошибкой, Божиим велением во времени открываются святым деланием, и венец  венчает делателя. Где те, кто тяжелыми обвинениями  и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце патриарха Тихона, пригвождая его ко кресту? Но крест дал Спаситель, и Он  же сказал и последнее слово о потерпевшем: «Свят!» Вот и судите! А я держал в руках в красивых обложках  страшные книги – свидетельство восстания на Церковь  и борьбы с ней. Уходят Божиим велением  с поля брани и святые, и грешные. И те, кто созидал, и те, кто разорял. И разве Вы или я изречем суд на то, как они жили? Нет и нет! А вот за себя, это я точно знаю, отвечать придется мне. И, главное, за то, делаю ли я благословленное мне дело, спасаюсь ли я, как верный Раб Господина моего, и спасаются ли рядом со мной вверенные мне? Поверьте мне, дорогой отец К., если бы все «борцы» за истину и чистоту Православия взяли на своё вооружение  молитву и жизнь в Боге, то Православие воссияло бы на Руси. Но  «борцов» много, и становится все больше, а Истина собирает вокруг себя малое стадо.

А Церковь - столп и утверждение  Истины. И об этом мы с вами предупреждены: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам  Царство (Лк 12,32).

Дай Бой нам с Вами, сохранив веру и живя по ней, верой обрести спокойствие духа и войти в «малое стадо» спасающихся о Господе».

 Подготовила Татьяна Андреенкова

 

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Миха́йлович Крестьянкин)

Ольга Рожнёва "Промысл Божий не обижает никого".

Просмотров: 1399 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0