Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Понедельник, 20.11.2017, 00:59
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь обретения честной главы Св.Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2017 » Январь » 29 » О грехе осуждения.
18:27
О грехе осуждения.

 

Осуждение – уничижающее мнение (суждение) о ближнем, пристрастно

исследующее его недостатки.


Осуждение считается видом гордости и рассматривается

как один из тягчайших грехов.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены;

прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель (Лк. 6:37).

 

Грех осуждения — один из самых коварных, вкрадчивых, незамечаемых и

потому наиболее распространенных грехов. Он легко маскируется: осуждая,

мы видим в этом проявление нашей собственной моральности, справедливости,

а также ума, проницательности: «Я вижу, кто он есть, меня не проведешь».

В отличие от грехов, совершаемых действием, грех словесного осуждения в

большинстве случаев не несет непосредственно наблюдаемых практических

последствий: сказал — и что? Можно считать, что не говорил.

Что же до осуждения мысленного — это постоянная непроизвольная работа

мозга, над которой мало кто из нас может рефлексировать, и хроническое

воспаление нервов, которого тоже мало кто избегает.

Многие из нас привыкли произносить на исповеди «грешу осуждением»

как нечто дежурно-формальное — ясное дело, кто этим не грешит!

Однако мы должны задуматься: почему такое внимание уделяли

этому греху святые отцы, учители Церкви?

Что именно мы делаем, осуждая других?

И как нам если не избавиться, то хотя бы начать бороться

с этим злом в наших душах?

Грех осуждения распространен, как и грех лжи, как и все грехи, которые мы

совершаем исключительно словом. Эти грехи удобны, удобосовершаемы,

потому что, в отличие от грехов, совершаемых делом, не требуют каких-то

особых условий, обстоятельств — наш язык всегда при нас.

Мне представляется, что есть две главные причины осуждения:

во-первых, что бы мы сами о себе ни думали, ни говорили,

мы на самом деле очень хорошо

чувствуем свое несовершенство, понимаем, что не дотягиваем до того,

чем хотели бы быть.

Для неверующего это чувство собственного несовершенства

лежит в одной плоскости, для верующего, воцерковленного человека — в

другой: мы понимаем, что живем не так, как должны жить хрис-тиане, наша

христианская совесть нас в этом обличает.

И здесь есть два пути: или самоотверженно трудиться над собой,

дабы достигнуть мира со своей совестью, либо осуждать других,

чтобы на их фоне выглядеть хотя бы чуть-чуть получше; чтобы таким образом

самоутвердиться за счет ближнего.

Но тут вступает в действие тот духовный закон, о котором много писали святые

отцы: глядя на грехи других, мы перестаем замечать собственные.

А перестав замечать собственные грехи и недостатки, становимся особенно безжалостными к грехам и недостаткам других.

Почему святые были так сострадательны к немощам ближних?

Не только потому, что в их сердцах жила Божественная любовь, но и потому,

что они сами, на собственном опыте познали, как трудно победить грех в себе.

Пройдя через эту страшную внутреннюю борьбу, они уже не могли осудить

кого-то, кто упал: они понимали, что сами могли бы упасть или падали, может

быть, в прошлом точно так же. Авва Агафон, когда видел человека

согрешившего, всегда говорил себе: «Смотри, как он пал: ты так же падешь

завтра. Но он, скорее всего, покается, а вот будет ли время на покаяние у тебя?».

Это одна причина осуждения, а другая — обилие совершенно реальных

поводов для осуждения.

Человек — существо падшее, поврежденное грехом, и примеров поведения,

заслуживающего осуждения, всегда достаточно.

Другой вопрос — заслуживающих чьего осуждения?

Божественного осуждения — да. А мы — имеем ли мы право осуждать?

 

Положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи

 

брата твоего подобны малому сучку (святой Пимен Великий).

Икона о сучке и бревне

 

Как не осудить, когда сталкиваешься с низостью, подлостью, хамством,

изуверской жестокостью?..

В таких случаях осуждение — это естественная самозащита

человеческого существа.

— Вот именно — естественная. А чтобы быть христианином, нужно свое

естество превозмочь. И жить неким сверхъестественным образом.

У нас самих это не получится, но с Божией помощью все возможно.

 Если ближний наш обижает нас, причиняет нам боль или какой-то

ущерб — нужно ли сказать ему об этом, и если нужно,

то как при этом не допустить его осуждения?

 

 

 

  • Бессловесное, безропотное терпение скорбей, приносимых

  • ближними, под силу только людям совершенной жизни.

  • Если ближний причиняет нам боль — почему бы не предложить ему

  • поговорить, разобраться, не спросить его, не считает ли он нас в

  • чем-то неправыми, не обидели ли мы его чем-то сами?

  • Когда оба человека благонамеренны — ситуация разрешится.

  • Но если человек уязвляет нас сознательно и злонамеренно — здесь

  • два пути: попытаться нейтрализовать его или, может быть, потерпеть,

  • если это по силам. Если нет, выйти из-под удара — в этом никакого

  • греха нет. Сам Спаситель заповедовал:

  • Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой

  • (Мф. 10, 23).

    Нам же для того, чтобы защититься от причиняемого человеком зла,

  • нужно порой просто перестать перед ним открываться. Опустить

  • забрало, дабы оно помешало ему нанести нам тот удар, который

  • принесет зло — не только нашей, но и его душе.

  • Мы часто начинаем судить других от собственной немощи —

  • одолевает нас усталость от обид, от ударов, от боли, и мы срываемся

  • и начинаем эти свои раны с кем-то обсуждать.

  • Перетерпи какое-то время, не рассказывай никому о своей обиде —

  • и, может быть, умрет в тебе осуждение. И наступит ослаба,

  • отдохновение для души. Но мы не находим в себе сил потерпеть,

  • и здесь срабатывает еще один духовный закон, о котором говорят

  • святые отцы: осуждая, ты лишаешься помощи Божией, благодатного

  • покрова. И практически всегда сам совершаешь тот грех, за который

  • осуждал другого человека.

  • Страх лишиться Божией помощи — это еще один наш помощник в

  • преодолении греха осуждения. Замечательный старец Ефрем

  • Катунакский служил Божественную литургию в течение всей своей

  • жизни каждый день и каждый раз переживал ее как неповторимое

  • радостное событие для себя и всего мира.

  • Но как-то раз не почувствовал божественной радости — отчего же?

  • «Приходил ко мне брат один, мы с ним обсудили поступки архиереев

  • и кого-то осудили» — так он это объяснил. Он стал молиться,

  • почувствовал, что Господь его прощает, и сказал себе:

  • «Хочешь снова потерять Литургию — осуждай».

  •  

    Даже если мы максимально объективны и справедливы, даже если

  • наше суждение о человеке совершенно правильно — у нас все равно

  • остается масса возможностей согрешить. Например, мы можем

  • говорить о человеке справедливо, но со страстью, с гневом.

  • Мы можем быть совершенно правы, но в какой-то критической

  • ситуации оказаться абсолютно немилосердными к виноватому

  • человеку, и это тоже будет грехом. Практически не бывает так, чтобы

  • мы высказали о человеке свое мнение — пусть непредвзятое,

  • справедливое, объективное — и у нас не было бы нужды вернуться к

  • этим нашим словам, когда мы придем в храм на исповедь.

  • Есть пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».

  •  

  •  

    Архимандрит Кирилл (Павлов) на таких весах взвешивал свои слова
  • о людях, что они исходили из молчания и оставались золотом.

  • Вот если любой из нас попытается говорить о других исключительно

  • так, с такой мерой ответственности — тогда его слово будет очищено

  • от человеческих страстей, и он, может быть, не согрешит

  • осуждением, немилосердием, гневом, тем, чем обычно мы в таких

  • случаях согрешаем.

     

    Прежде всего — не давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно на самом деле, каждый из нас знает, насколько это сложно — не давать себе права судить.

    Хороший способ борьбы с осуждением, о котором говорил

  • преподобный Анатолий Оптинский.

  • Он облекал его в такую краткую

  • формулу: пожалей — и не осудишь.

  • Как только начинаешь жалеть людей, желание их

  • осуждать пропадает.

  •  

    Осуждает тот, кто считает, что достоин лучшей жизни, лучшего

  • народа, лучшей власти, кто думает: со мной-то все в порядке, а вот

  • они… Но на самом деле начинать надо с себя. Потому что ничего в

  • этом мире не исправишь, пока не исправишь себя самого.

     

    Преподобный Исаак Сирин пишет: «Никогда не называй Бога

  • справедливым, Он не справедлив, Он милостив». И мы, чувствуя

  • подступивший гнев, должны вспоминать об этом.

    Оптинский старец, преподобный Амвросий, любивший облекать

  • свои духовные уроки в полушутливую форму, говорил так: «Знай

  • себя — и будет с тебя». В душе, в сердце каждого из нас — такой

  • необъятный мир, мир, с которым нужно успеть разобраться за

  • земную жизнь. Нам столько всего нужно успеть сделать с собою,

  • и как часто мы не находим на это ни времени, ни сил. Но когда мы

  • принимаемся за других людей, за разбор их грехов — время и силы

  • почему-то находятся.

  • Судить других — это лучший способ отвлечься от себя, от работы

  • над собой, которая на самом деле должна быть самым главным

  • нашим делом.

     

    Прежде всего — не давать себе права кого-то судить,

  • помнить, что суд принадлежит Богу.

  • Это очень трудно на самом деле, каждый из

  •  
  • нас знает, насколько это сложно —

  • не давать себе права судить.

  •  

Как осудить осуждение. Игумен Нектарий (Морозов).
Марина Бирюкова

Азбука православная  http://azbyka.ru/osuzhdenie 

Просмотров: 113 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0