Катунакский служил Божественную литургию в течение всей своей
жизни каждый день и каждый раз переживал ее как неповторимое
радостное событие для себя и всего мира.
Но как-то раз не почувствовал божественной радости — отчего же?
«Приходил ко мне брат один, мы с ним обсудили поступки архиереев
и кого-то осудили» — так он это объяснил. Он стал молиться,
почувствовал, что Господь его прощает, и сказал себе:
«Хочешь снова потерять Литургию — осуждай».
Даже если мы максимально объективны и справедливы, даже если
наше суждение о человеке совершенно правильно — у нас все равно
остается масса возможностей согрешить. Например, мы можем
говорить о человеке справедливо, но со страстью, с гневом.
Мы можем быть совершенно правы, но в какой-то критической
ситуации оказаться абсолютно немилосердными к виноватому
человеку, и это тоже будет грехом. Практически не бывает так, чтобы
мы высказали о человеке свое мнение — пусть непредвзятое,
справедливое, объективное — и у нас не было бы нужды вернуться к
этим нашим словам, когда мы придем в храм на исповедь.
Есть пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Архимандрит Кирилл (Павлов) на таких весах взвешивал свои слова
о людях, что они исходили из молчания и оставались золотом.
Вот если любой из нас попытается говорить о других исключительно
так, с такой мерой ответственности — тогда его слово будет очищено
от человеческих страстей, и он, может быть, не согрешит
осуждением, немилосердием, гневом, тем, чем обычно мы в таких
случаях согрешаем.
Прежде всего — не давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно на самом деле, каждый из нас знает, насколько это сложно — не давать себе права судить.
Хороший способ борьбы с осуждением, о котором говорил
преподобный Анатолий Оптинский.
Он облекал его в такую краткую
формулу: пожалей — и не осудишь.
Как только начинаешь жалеть людей, желание их
осуждать пропадает.
Осуждает тот, кто считает, что достоин лучшей жизни, лучшего
народа, лучшей власти, кто думает: со мной-то все в порядке, а вот
они… Но на самом деле начинать надо с себя. Потому что ничего в
этом мире не исправишь, пока не исправишь себя самого.
Преподобный Исаак Сирин пишет: «Никогда не называй Бога
справедливым, Он не справедлив, Он милостив». И мы, чувствуя