10:58 Какую паутину отмывать в Чистый четверг? | |
Чистый четверг – такое именование четверга Страстной седмицы хорошо известно в народе. Даже совершенно нецерковные люди с уважением относятся к этому дню. Cтрастной четверг, а в мире — чудо. А в мире — свежая листва, И Дух Твой веет отовсюду, Чтоб возвестить: земля жива! Страстной четверг, а птицы! птицы…
Чистый четверг – это четверг на Страстной седмице, которая вся представляется нам единым событием. И среди этих дней Чистый четверг выделяется особо. Понедельник, вторник – это дни напряженные, дни проповеди, дни борьбы, среда – предательство Иуды, пятница – страшный день распятия. У каждого дня Страстной седмицы есть какой-то свой смысл, свой особый знак, причем знак трагический. А четверг – день чистый, светлый. Конечно, он и печальный, но эта печаль внутри, она только у Спасителя на сердце. Он снова и снова говорит ученикам: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»; «Я назвал вас друзьями»; «Я возлюбил вас» – очень большая степень дружеской любви. И вплоть до Гефсиманского сада, где Он просит учеников побыть рядом, Он с ними. И Он видит, что они как дети – Он говорит, что Ему предстоит страдание, и вроде бы что-то чувствуют, но ничего толком не понимают. И Он не может объяснить им словами, что происходит, почему Его ждет смерть, почему нельзя Ему миновать смерть, так как ученики еще не подросли, не получили Духа Святого.
"... Я даю вам Свое Тело и Свою Кровь." Он полностью отдает всё, что только может Бог отдать человеку. И теперь остается вторая половина задачи – Бог-то отдал, а человеку нужно всё это принять. Если человек не примет – всё пропадет даром. Великая тайна, великая трагедия и великая радость, что отношения Бога и человека – это отношения Отца и сына, отношения любящих друг друга, а не просто Творца и Его создания. И вот, когда Господь с учениками собрались на Тайной вечере, Он сказал, что пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы Самому послужить. Ученики спрашивают: как послужить, мы не понимаем? И Он дает им знак, ритуальный иудейский знак – омывает им ноги. Всякому путнику, который устал, шел по жаре, по камням большое расстояние, как любимому гостю оказывали этот знак уважения, любви и почитания. Как у нас, например, мы бы дали зимой к печке прислониться, погреться.
И Господь омывает ученикам ноги, служит им,а затем благословляет пасхальную трапезу – преломляет хлеб и благословляет вино, говоря: «Это Тело Мое, это Кровь Моя». И эта общая трапеза за столом – высший момент единения. И оказывается, что сидение за столом, совместная трапеза – это не обыденщина и гулянка, которую привыкли порицать некоторые православные христиане,а вечеря любви, священнодействие. Причем священнодействие не как набор знаков, которые напоминают нам о чем-то (как, например, рипида, которой машет дьякон, прообразуя действие Духа Святого. Этот образ остался от опахала на Востоке – в жару было много мух, и надо было обмахивать священника и престол страусовыми перьями при совершении Литургии), а реальное, простое и понятное без перевода: Я даю тебе пищу с любовью.
Чистый четверг – это день, когда было установлено таинство Евхаристии. Хотя мы знаем, что пасхальный седер совершался ранее долгие века в память об исходе из Египта, но именно Сам Сын Божий, пришедший в мир, выявил его истинный смысл, завершил его до конца. Не только в Великий четверг, но на каждой литургии, когда готовимся к причастию, мы вспоминаем эти слова: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда»
Святые отцы говорили, что мы «распинаем» Господа своими грехами. Действительно, когда грешим, то отворачиваемся от нашего Господа и поворачиваемся в сторону греха. Любой грех – это и есть предательство Бога. И каждый раз, исповедуясь, мы вспоминаем о том, что вновь и вновь уподобились Иуде, уподобились тем апостолам, которые оставили Христа, разбежались и оставили Его одного.
Иуда.Совесть.Н.Ге.
Но у нас есть два пути: путь Иуды и путь Петра. Всегда нужно помнить, что мы – с Петром, что мы ученики того, на ком Господь основал Свою Церковь. И поступать хотелось бы так, как поступил апостол Петр. Хоть он и смалодушничал, хоть и отрекся от Христа, но всё равно нашел в себе силы для покаяния и – самое главное – для изменения себя. Впоследствии именно он, малодушный рыбак, который трижды сказал, что не знает «этого Человека», стал одним из самых мужественных проповедников Евангелия. Всегда нужно об этом помнить и взирать на его благой пример. Чистый четверг – это именно день чистоты, потому что это день братства, любви, вот этой пасхальной трапезы. Пусть даже на сердце самого Спасителя горечь, боль и предчувствие тревоги, потому что Он знает, что будет дальше, но Он отдает Свою Любовь. В этот день пасхальной трапезы, в день чистоты христиане, как и всегда, стараются подойти к Чаше Господней с чистыми руками, то есть очистить душу в таинстве исповеди, покаяния.
Beликий чeтвepг oткpывaeт coбoй пpигoтoвлeния к Пacxe. Люди убиpaют cвoи дoмa, a тaкжe пeкут куличи, кpacят яйцa. B Чиcтый чeтвepг пpинятo вcтaть дo вocxoдa coлнцa и coвepшить oмoвeниe, чтoбы oчиcтитьcя тeм caмым oт гpexoв. Ha Чиcтый чeтвepг люди oчищaют cвoe жилищe, a тaкжe двop, caд и oгopoд oт муcopa, гpязи и пыли, нaкoпившиxcя зa зиму. B дoмe тщaтeльнo мыли пoлы, cтeны, пoтoлки, мeбeль. "Ecли в Чиcтый Чeтвepг вымoeшьcя и вымoeшь, вecь гoд чиcтoтa в избe вoдитьcя будeт", — гoвopили в нapoдe.
Обычай наводить чистоту и мыть квартиру на Чистый четверг – неплох. Но, намывая полы, окна и сметая паутину, всё-таки хорошо бы не забыть о паутине в нашей собственной душе.
"Какую паутину отмывать в Чистый четверг?" Священник Сергий Круглов http://www.pravmir.ru/glavnaya-pishha-na-vashem-stole-telo-moe-i-krov-moya/ "Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день" Наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов). http://www.pravmir.ru/pochemu-tselyiy-god-myi-zhdyom-imenno-etot-den/ | |
Просмотров: 490 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |