08:41 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы. | |
В круге богослужений Благовещение занимает особое положение.
Это праздник, который никогда не переносится, с каким бы днем он не совпадал! Какой бы ни был «неподходящий» день, который ну никак нельзя соединить вместе с Благовещением — и все равно он соединяется! Даже в Великую Пятницу служится Литургия Иоанна Златоуста! В Великую Субботу, с выносом плащаницы — все равно Благовещение вместе участвует! А в 1991 году Праздник Благовещения совпал с Пасхой и назывался «Кириопасха» (господствующая Пасха), особенная Пасха, вместе с Благовещением!
А почему никогда не переносится? Да потому что это — особый Праздник, и вовсе не одной только Пресвятой Богородицы: это Праздник начала нашего спасения, «главизна нашего спасения». Это Праздник Воплощения Господа Иисуса Христа.
Как замечательно сказано у святителя Андрея Критского: «От Отца безлетно Сына в лето родила Еси, Пречистая...». «От Отца безлетно» — то есть от Отца, вне времени Пребывающего! Во время родила, то есть, в пространство земли и времени вошел Превечный и выше всего Пребывающий Бог! Сына во времени родила еси, Пречистая. И вот, это время нельзя перенести. Почему нельзя? Вот такое соотношение вечности и времени просто поражает, это трудно осознать! Но, тем не менее, это так.
Владычица наша Богородица до 14 лет жила при Иерусалимском храме, возрастая и совершенствуясь духовно. И вот архиерей и священники повелевают Ей переселиться из храма в дом и по обычаю законному, подобно другим девицам одних с ней лет, выйти замуж. Но Пресвятая отвечала им, что Она еще от пелен отдана Богу своими родителями и обещала Ему сохранить свое девство и поэтому не может вступить в брак с человеком смертным, т. к. Она уже обещана бессмертному Богу и ничто на свете не принудит Ее вступить в обычный брак. Архиереи были удивлены этими словами, т. к. до этого не было таких обетов, не было еще девицы, обещавшей Богу сохранить свое девство. Они стали советоваться между собой о принятии решения в этом случае. Не желая пускать ее более в храм Господень, за внутреннюю завесу, и между тем, не смея обручить обещавшуюся Богу, первосвященники были в большом недоумении: с одной стороны, боясь прогневать Господа, с другой – не зная, как приличнее устроить девическую жизнь согласно с волей Божией.
По благоизволению Божиему Дева вручена была на сохранение Иосифу. Еще, по преданию, говорится что Пресвятой Деве, весьма печалившейся об этом обручении было особенное откровение, чтобы не усомнилась идти в дом Иосифа мужа праведного, Ее сродника и обручника. Всевышний Промысл устроил так, что богоугодный муж Иосиф взял к себе святую Деву из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдение Ее чистоты. Итак, муж по имени, на самом деле был хранителем и служителем девства и высокой святости пренепорочной Отроковицы. Пресвятая Дева, живя в доме своего обручника, не изменила прежнего образа жизни, какой Она имела в храме. Она непрестанно упражнялась в богомыслии, молитве, чтении божественных книг и в обычном женском рукоделии. Дом Иосифа был для нее храмом молитвенным. Никуда не выходя, Она пребывала в уединении, посте и молчании, беседуя только с дочерьми Иосифа. После 4 месячного пребывания святой Девы в доме Иосифа наступил час воплощения Бога Слова, час, ожидаемый веками всем миром, час, в который началось наше спасение.
Открываем Евангельское повествование и читаем: «В месяц же шестой послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет...» Что это за «месяц шестой»? От основания Рима или, может быть, от Олимпийских игр? Какова историческая привязка этого события? В какой «шестой» месяц? В месяц шестой — Елисаветы! Той самой бездетной, страдающей всю жизнь от бездетности Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, которая зачала в старости своей и, как о ней говорится, таилась «месяцев пять». Почему таилась? Потому что, будучи старой, не хотела об этом прежде времени кому-либо говорить! Это же радость какая: она родит младенца! И таилась она пять месяцев в этой молчаливой радости у себя, в Горней стране. Горняя страна — это возвышенности с горами, сейчас там Горненский монастырь, что недалеко от Иерусалима, но совсем в другой стороне, чем Назарет. И вот, «в месяц же шестой» ношения младенца Елисаветой «послан бысть Ангел Гавриил от Бога...» И вошел он туда, где жила Богородица, и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Радуйся, Благодатная...» Эти ангельские слова мы повторяем, когда поем: «Богородице, Дево, радуйся!» И когда акафисты читаем: «Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, Благодатная!» Ангельские слова, впервые сказанные в этот момент.«Благословенна Ты в женах (т.е. между женами)!» «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Как же не смутиться: ангел явился. Любой ангел, если явится — у человека может душа из тела выйти. На некоторых фресках и иконах видно, что ангел старался не смутить, не испугать Пресвятую Богородицу: явиться как-то постепенно, не внезапно, чтобы не было ужаса и страха. Он сказал Ей: «Благословенна Ты между женами! Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, наречешь Ему имя Иисус (то есть «спасающий», Спаситель). Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над Домом Иакова вовеки, и царствию Его не будет конца». Это то, о чем думали все люди до Рождества Христова. О чем скорбели, от чего томились и плакали. Из-за чего душа была в страшной, можно сказать, ужасающей тягости и отчаянии. Весь ветхий мир жил так. И вдруг эти слова сказаны. Кому? Ей, Богоотроковице Марии. Представьте себе, приблизительно четырнадцатилетняя (может быть, ей пятнадцать лет было), но — Богоотроковица, в полном смысле слова! Как у Нее ум мог воспринять такое великое, необычное слово! Откуда у Нее такое понимание?! Да, Она (как говорят некоторые бытописатели) имела желание послужить хотя бы чем-то Той, Которая родит Мессию. И вдруг — Ей Самой говорят эти странные и страшные слова! Как же Она на них реагирует? У нас принято — взять и сказать: «Я недостоин / недостойна...», «Да кто я такой / такая...». Но это ложное, показное (от гордости) смирение. Тебе говорят: «Благословляется!» — и все! Ангел Ей так сказал, а что Она? «Мария же сказала ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?”» Вопрос очень важный, очень серьезный. Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим!» Она молчит и размышляет. Богоотроковица, Мариам Дева без всякой ложной показной позы — смотрит и размышляет. И Ангел Ей помогает, говорит дальше: «Вот Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей. И ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово!» И тогда Мария сказала удивительные слова. Это поразительно, Пресвятая Богородица, это поразительно: как могла Ты сказать эти простые и смиренные слова — не какие-то другие, которые не были бы возможны, как эти! Сказала смиренно и просто: «Се, раба Господня! (как Господь скажет, так и будет). Да будет Мне по Слову твоему!» «И отошел от Нее ангел». Какое удивительное событие, какое многозначительное! Какое страшное и поразительное! Вот — событие Благовещения. Необъяснимое. Непостижимое. Страшное. И кто сумел Ее так воспитать: кто сумел такой ум и такую удивительную силу смирения вложить в эту Богоотроковицу Мариам, Которая сказала: «Я — раба Господня»! И произошло важнейшее событие! Страшное событие Воплощения Сына Божия на земле. Вот именно это Евангельское зачало и читается в сам Праздник Благовещения. А что читается накануне? «Обычное» Богородичное Евангелие, которое мы слышим во все Богородичные праздники и, бывает, теряем понимание, какие тут события описываются и почему о них в эти дни говорится.
Поем, празднуем, ликуем, радуемся этому событию. И душа трепещет, когда читаешь и слышишь эти Евангельские повествования.
Да сохранит нас Пресвятая Богородица Своим Небесным заступлением, Своим Покровом Небесным! А особенно тех, кто понимает, кто любит, кто чтит даже маленькие детали, удивительные моменты в истории нашего спасения. Потому что мы должны вместе с Елисаветой воспевать, ощущать и радоваться, как Господь сотворил дело нашего спасения, как Он до наших дней — вот уже две тысячи лет — не отнимает от Назарета Свою благодать. Даже если просто приедешь, встанешь на земле Назарета, то наполнишься и переполнишься благодатью и радостью Пречистой Девы Марии, Которая всем- всем нам сделала то, что никто и никогда не смог сделать. Она стала Матерью Господа Спасителя нашего Иисуса Христа.
Поздравляю всех с праздником и вместе с вами радуюсь и ликую в день Благовещения Пресвятой Богородицы!
Источники: Протоиерей Сергий Правдолюбов СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ. https://pravoslavie.ru/69792.html Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы епископа Солнечногорского Алексия. https://msdm.ru/news/16177697722176
| |
Просмотров: 206 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |