25 декабря/ 7 января - Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Бог всевышний лежит в яслях. Невидимый делается видимым,
Неосязаемый – осязаемым. Великое чудо!
Велико и уму не постижимо крайнее снисхождение Бога к падшему человеку. Больше никто не может сказать, что не видел Бога: святой апостол Иоанн благовествует: „Единородный Сынъ, сущiй в нѣдрѣ Отчемъ, Онъ явилъ“ (Ин 1, 18).
Какова же цель, каков замысел этого самоуничижения Всевышнего?
Цель одна – спасти человека, удалившегося от своего Творца, вернуть презревшего Его благодеяния и Его заповеди. Человек отверг и забыл свое достоинство, пренебрег высочайшим своим призванием, а Бог приходит Сам, став Сыном Человеческим, дабы „взыскать и спасти погибшее.“ (Лк 19, 10).
Во сколь глубокую тьму погружается Свет мира, принося Себя. Христос любовью неизбывную и послушанием преодолевает человеческое преступление и отступление от Бога, нисходит даже до ада. „Свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ и тьма не объяла его“ (Ин 1, 5). Явление Бога на земле с самого начала сочетается с явлениями света – от Вифлеемской звезды и до тех свечей, которые мы возжигаем в храме, или даже на рождественской елке. От каждого из нас зависит, будем ли мы духовно просвещаться этим светом или оставаться во тьме.
Источник жизни пришел к нам! Будем ли мы питаться из этого источника, станем ли участниками и причастниками Его жизни, или будем сами себя истязать жаждой неутолимой, пребывая в духовной смерти?
„Богъ, повелѣвшій из тьмы возсіять свѣту, озарилъ наши сердца, дабы про-свѣтить насъ познаніемъ славы Божіей в лицѣ Іисуса Христа“ (2 Кор 4, 6).
Бог создал мир из ничего, Он озарил в начале светом тьму, Он отделил свет от тьмы, и не только однажды в начале времен при сотворении мира, но творит это непрестанно. Наше человеческое тело – тьма, прах. Но посреди этой тьмы Бог возжигает искру света – Бого-образную душу. Здесь эта искра разгорается верою, любовью, молитвой и всеми остальными евангельскими подвигами в большое пламя, великий свет. Во свѣте Твоем узримъ свѣтъ – говорит псалмопевец (Пс 35, 10), и этими словами воспевает Церковь Троицу-Бога в Великом славословии. Только в этом свете и при помощи его мы в состоянии видеть Самый истинный Свет – Бога.
Бог показывает Своим крайним смирением, что Он не только готов простить нам наше преступление, но всецело устремлен искупить, и исправить, и освободить нас для новой жизни. Он Сам в крайнем обнищании являет человеку истинное смирение.
Человек впал в величайшую гордость, приняв ложное змииное обещание: „будете как боги“ (Быт 3, 5). Помним, как эти – по сатанинскому наваждению – новоявленные, мнимые „боги“ тут же познали свою наготу и были поражены страхом, стали скрываться „отъ лица Господа Бога между деревьями рая“ (Быт 3, 8). Гордыня
...
Читать дальше »