Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен.
О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина
и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно
праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия,
одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с
595 г.) сделался
праздником общецерковным.Но
первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в
январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в
VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа —
«Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве
восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения.
К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение
заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности,
заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую
природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную
кончину).
После
Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении
апостола Иоанна Богослова,
а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для
апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с
ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения,
бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его
младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и
утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии
Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в
Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и
слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже
приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать
Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову
(Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в
43 году удалилась в
Ефес,
в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну
Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там
епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит
святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место
будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница
месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних
христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее
жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали
нам о Ее внешнем виде.
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В
I веке
о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке
сказание о телесном переселении Пр
...
Читать дальше »