Похвала Пресвятой Богородицы . Суббота Акафиста .
В субботу на пятой неделе Великого поста
святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или
благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в
IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и
заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре
Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой
Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и
скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в
храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил
его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и
своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты
в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона,
написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы
агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала
страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные
враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ,
пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную,
всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная
Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том
Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и
священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник
был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и
потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим
для всей Восточной Церкви.
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ