Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от
понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т.
к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от
общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после
каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается
молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем
вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во
всем великопостном богослужении?
Потому что в ней перечисляются особым,
свойственным только этой молитве образом все отрицательные и
положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список
наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, —
освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу
жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.
Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та
странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда
«вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в
невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это
поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный
призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей
жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень
всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее
истоков.
Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят
величайшую опасность
...
Читать дальше »