Вход Господень в Иерусалим - это один из 12 главных (двунадесятых)
праздников в православии. Он является переходящим, отмечается в 6-е
воскресенье Великого поста – за неделю до Пасхи. В 2013 году дата
выпадает на 28 апреля.
В этот день Церковь вспоминает, как за 6 дней до ветхозаветной Пасхи
иудеи торжественно приветствовали прибывшего в Иерусалим Христа,
встречая его как мессию и чудотворца, так как знали о чуде воскрешения
Лазаря, совершенном накануне. Отсюда - название праздника «Вход
Господень в Иерусалим».
акже последнее воскресенье перед Пасхой называют «Неделей ваий» и
«Вербным воскресеньем». Дело в том, что важное место в символике
праздника занимают пальмовые ветви, «вайи» в переводе с греческого
(подробнее о ветвях и их значении расскажем чуть ниже). Именно к этому
слову и восходит название «Неделя ваий».
Латинское название праздника - Dominica in palmis (Пальмовое
воскресенье). В современных европейских языках сегодня используется
именно название «Пальмовое», например, в английском – Palm Sunday.
Так как на Руси пальмовые ветки традиционно заменяют ветвями вербы, в нашей стране праздник называют «Вербным воскресеньем».
О входе Христа в Иерусалим говорится во всех четырех Евангелиях (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).
Трое из Евангелистов пишут, что Иисус, подойдя к городу, поручил двум
ученикам привести молодого осла, на которого никто никогда не садился,
еще в одном Евангелие (от Иоанна) просто упоминает о том, что Христос,
найдя молодого осла, сел на него. Так, на осле, Иисус Христос въехал в
Иерусалим, а люди, которые уже знали о том, что накануне произошло чудо
воскрешения праведного Лазаря, торжественно приветствовали Иисуса и
постилали на Его пути свою собственную одежду и срезанные с деревьев
пальмовые ветви.
Кроме того, они кричали Христу: «Осанна (то есть спасение) Сыну
Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т.е. - достоин хвалы, от
Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»
Чем объясняются эта радость и эти слова? Прежде всего, как уже было
сказано, ликованием от сотворенного Христом чуда воскрешения Лазаря.
Важен тот факт, что с такой торжественностью в древние времена на
Востоке встречали царей. Это иудейский обычай: правители, которые
возвращались с торжеством после победы над врагами, въезжали в город на
конях или ослах, а народ встречал их с пальмовыми ветвями и с цветами
(отсюда еще одно название праздника – Цветоносная неделя).
Таким образом, становится понятным смысл действий встречавших Иисуса
людей: уверовав во Христа, народ готов был признать в Нем царя.
При этом, несмотря на торжественность и свет праздника, в нем
сосредоточена и другая сторона. Помимо того, что Вербное воскресенье как
бы открывает Страстную седмицу и предваряет Крестную смерть Христа,
которого распнут на пятый день после описываемых событий, Церковь горюет
из-за того, что те же самые люди, которые искренне приветствовали
Христа и кричали «Осанна!», совсем скоро будут кричать «Распни, распни
Его!»