По
преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье свв. Ксенофонта и
Марии (память 26 янв. ст. ст.). Шестнадцати лет он пришел в Синайский
монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет
воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к
старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его
руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он
так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот
отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва
Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем.
Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником
в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и
кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем
возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна,
игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица
добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному
совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует
от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» —
это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может
быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре
года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и
безмолвию.
Скончался в 649 г.
Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг
истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается
при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и
когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь -
благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и,
переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть
тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это
терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит
Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого
духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать
никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь,
что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и
полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть
несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей
любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым
умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими
подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не
приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во
многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет
тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит
тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и
это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся
смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше -
льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все
беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам
приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцо
...
Читать дальше »